«CANTO DOLOROSO»
7 октября 19:00
Московский Дом композиторов
(Брюсов пер., 8-10с2)
Вход свободный
ПРОГРАММА
КСЕНИЯ ПРАСОЛОВА
«Зеркало» на стихи К.Бальмонта, А.Фета, А.Блока.
для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано
Лауреаты международных конкурсов
Татьяна ИВАЩЕНКО, сопрано
Анна ХАЗАНОВА, меццо-сопрано
Алексей ВОРОНКОВ, фортепиано
ЕВГЕНИЙ ЗУДИЛКИН
Интермеццо №1 для фортепиано
Евгений ЗУДИЛКИН, фортепиано
МИХАИЛ КОЛЛОНТАЙ
Два стихотворения Константина Батюшкова:
«Когда в страдании», «Взгляни, сей кипарис» для сопрано и фортепиано (в сопровождении 5 кларнетов ad libitum)
Заслуженная артистка Удмуртии,
Лауреат международных конкурсов
Мария ПАХАРЬ, сопрано
Дипломант международных конкурсов
Анна РАХМАН, фортепиано
ЮРИЙ КАСПАРОВ
«Canto doloroso» для гобоя и фортепиано
Анастасия ТАБАНКОВА, гобой
Наталия ЧЕРКАСОВА, фортепиано
ОЛЕСЯ РОСТОВСКАЯ
«Любовь из папки спам» для баритона и фортепиано
Лауреат международных конкурсов
Артем ТАРАСОВ, баритон
Дипломант международного конкурса
Мария МАРТЫНОВА, фортепиано
ЕЛЕНА АГАБАБОВА
«В плену настроения» для гитары соло в пяти частях
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Ровшан МАМЕДКУЛИЕВ, гитара
АНДРЕЙ ПОСПЕЛОВ
Три русские песни для народного женского голоса и фортепиано, на народные тексты:
«Протяжная», «Колыбельная», «Заговор»
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Светлана ФИЛИППОВА, народный голос
Андрей ПОСПЕЛОВ, фортепиано
ВАЛЕРИЙ КИКТА
«Романтические вариации» для арфы
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Марина ЧУДАКОВА, арфа
ВЛАДИСЛАВ АГАФОННИКОВ
Струнный квартет
Квартет имени М. Вайнберга (Rus-quartet)
в составе:
Ксения ГАМАРИС, 1 скрипка
Анна ЯНЧИШИНА, 2 скрипка
Иван АГАФОНОВ, альт
Петр КАРЕТНИКОВ, виолончель
ВЛАДИМИР ВАХРУШЕВ
«Пусть душа останется чиста» для сопрано и фортепиано, стихи Н. Рубцова
Лауреат всероссийского конкурса
Наталья ГОНЧАРОВА, сопрано
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Элеонора ТЕПЛУХИНА, фортепиано
К. ПРАСОЛОВА, «Зеркало» на стихи К.Бальмонта, А.Фета, А.Блока. для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано
Прасолова Ксения Алексеевна
В 1995 г. окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу А. И. Головина, в 1997 г. – ассистентуру-стажировку у него же. Лауреат первой премии конкурса «Молодые композиторы России» (1993).
Среди сочинений: оперы «Искушение» на слова Д. Хармса (2005), «Дом Бернарды Альбы» по мотивам пьесы Г. Лорки (2015), Ключ» по мотивам сказки А. Погорельского «Лафертовская маковница» (2017), «Круг счастья» для симфонического оркестра, «Забытые сны» для десяти солирующих струнных (2018), «Три стихотворения Ф. Тютчева» для сопрано, виолончели и фортепиано (2020), «Движение» для скрипки, альта и виолончели (2021), «Области света» для органа и клавесина» (2022), камерно-инструментальные и вокальные произведения, фортепианные циклы, музыка к документальным фильмам, телевизионным программам, аудиокнигам и мультфильмам.
Сочинение «Зеркало» для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано написано в 2023 году. Цикл состоит из трех частей: «Незабудочка» (К. Бальмонт), «Я тебе ничего не скажу» (А. Фет) и «Песня Офелии» (А. Блок).
Е. ЗУДИЛКИН, Интермеццо №1 для фортепиано
Зудилкин Евгений Борисович
Выпускник Московской консерватории (1991), член Союза московских композиторов. Профессор композиции университета Авейро в Португалии. Сочинения исполнялись в России, США, Латинской Америке, Европе. Проводит мастер-классы по композиции и анализу музыкальных форм в Италии, Испании, Хорватии, Колумбии, Мозамбике.
Автор сочинений различных жанров, Вышли в свет 6 компакт-дисков с записью его произведений для различных камерных ансамблей.
Интермеццо № 1 для фортепиано
М. КОЛЛОНТАЙ, Два стихотворения Константина Батюшкова: «Когда в страдании», «Взгляни, сей кипарис» для сопрано и фортепиано (в сопровождении 5 кларнетов ad libitum)
Коллонтай Михаил Георгиевич
Композитор, пианист, дирижер
Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по двум специальностям: фортепиано (1977, В.В. Горностаева, у нее же затем ассистентура-стажировка), композиция (1978, А.С. Леман). В 1979 году принят в Союз композиторов СССР. Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов (1981, Ташкент, 1 премия). Лауреат премии имени Д.Д.Шостаковича (1981). Дипломант VII международного конкурса пианистов имени П.И.Чайковского (1982, диплом и специальный приз за исполнение произведений Чайковского). В 1979–2003 годах преподавал в консерватории и в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1989–1991) специальное фортепиано. С 2003 года профессор Тайнаньского национального университета искусств (Тайвань) по специальности специальное фортепиано.
Произведения М. Коллонтая исполняли Ю. Башмет, А. Борейко, Н. Бурнашева,А. Голышев,Государственный квартет имени Д. Шостаковича, К. Диллингхэм (США), И. Зайденшнир, Ф. Кадена(Эквадор), А. Корниенко (Австрия), Й. Кристенсен (Дания), Е. Кушнерова(Германия), Э. Серов, Б. Тевлин, О.Тутова, В.Федосеев, А.Фисейский, С. Черепанов (Германия), И. Чуковская, В. Шпиллер (Тайвань) и другие. Мариинский театр осуществил премьерное концертное исполнение оперы «Капитанская дочь».
Среди сочинений: опера Капитанская дочь», сцены русской жизни по мотивам повести А.С.Пушкина; 7 симфоний; «День Господень» для большого симфонического оркестра; «Дом Господень», оратория для мужского хора, струнного оркестра с органом ad libitum, скрипки и чтеца на тексты из Библии (Книга пророка Исаии); «Да минует нас чаша сия», русский военный реквием для смешанного хора, симфонического оркестра с органом, виолончели, сопрано и баса соло на слова из православных церковных служб; Концерт для альта с оркестром; Концерт для скрипки с оркестром «Синий луч»; Agnus Dei для скрипки с оркестром;«К темному устью», концерт для голоса и камерного оркестра; два концерта для фортепиано с оркестром (№1 – «Белый»); хоровые, камерно-инструментальные сочинения, вокальные циклы, произведения для органа.
Редакция и инструментовка оперы А.С. Даргомыжского «Каменный гость», авторские каденции к клавирным концертам В.А. Моцарта и скрипичному – Л.ван Бетховена.
«Два стихотворения Константина Батюшкова» для сопрано и фортепиано (в сопровождении 5 кларнетов adlibitum)
- «Когда в страдании»
2. «Взгляни, сей кипарис»
Ю. КАСПАРОВ, «Canto doloroso» для гобоя и фортепиано
Каспаров Юрий Сергеевич
Окончил Московский энергетический институт (1978), а затем Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс композиции М,И. Чулаки, 1984). Лауреат Всесоюзного конкурса композиторов (Первая премия, 1985), Лауреат Международного конкурса композиторов Guido d’Arezzo в Италии (Первая премия, 1989). В 1991 завершил курс ассистентуры-стажировки Московской консерватории (класс композиции Э.В. Денисова). Лауреат Международного конкурса композиторов Henri Dutilleux во Франции (Гран При, 1996). В 1990 году основал Московский Ансамбль Современной Музыки и в течение 18 лет являлся его художественным руководителем. С 2005 года работает в Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского, преподаёт композицию и оркестровку. Профессор. Заслуженный деятель искусств РФ (2007), Кавалер Ордена искусств и литературы Франции (2008), Заслуженный деятель культуры Казахстана (2015). Каталог произведений Юрия Каспарова включает в себя около 60 симфонических партитур и около 80 камерных, среди которых особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты). Мировые премьеры произведений Юрия Каспарова проходили во Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Венгрии, Швеции, Дании, Норвегии, Казахстане, Коста-Рике, Румынии, Финляндии, Украине, Японии, США и России. Авторские компакт-диски изданы такими фирмами, как Olympia, Le Chant du monde, Harmonia Mundi, VistaVera и другими.
Canto doloroso для гобоя и фортепиано
«Пьеса написана в 2023 году по просьбе Олега Якубовича. Она очень сильно отличается от всего того, что я писал для гобоя раньше, поскольку Олег – музыкант, который, мягко говоря, не очень любит современные способы звукоизвлечения, - попросил меня создать что-то "человеческое", ограничившись, пусть и давно набившими оскомину, обычными нотами, знакомыми ритмоформулами и привычной фактурой».
Ю.С. Каспаров
О. РОСТОВСКАЯ, «Любовь из папки спам» для баритона и фортепиано
Ростовская Олеся Васильевна
Композитор, мультиинструменталист (орган, карильон, терменвокс, синтезатор АНС, русский звон), член Ассоциации электроакустической музыки России, член Ассоциации органистов России, член сообщества российских карильонистов.
Ученица А.Д. Артоболевской. Выпускница ЦМШ, затем Московской консерватории (класс композиции А.С. Леман, органа О.Г. Янченко, у них же окончила курсы ассистентуры-стажировки). С 1999 года играет на терменвоксе. В 2008 году выпускница Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «карильон» (проф. Й. В. Хаазен). В 2009 году окончила Королевскую школу карильона им. Ж. Денейна (Бельгия). Представляла Россию на World Carillon Congress в США (2011, 2020), в Бельгии (2014), в Испании (2017). Преподаëт карильон на кафедре органа, клавесина и карильона СПбГУ. Автор и ведущая циклов радиопередач, просветительских курсов видеороликов на интернет-каналах, ежегодного курса лекций о терменвоксе в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого
Среди сочинений – два концерта для терменвокса с оркестром, «Pas-de-deux» для карильона с оркестром, «Роковые яйца» (по М.А. Булгакову) для актера и оркестра, мюзикл «Купидон, фараон и булки» по произведениям О. Генри (II премия на международном конкурсе им. И. Дунаевского), музыкальные сказки "Ашик-Кериб" по М. Лермонтову (I премия на международном конкурсе им. И. Дунаевского), «Запахи миндаля» по С. Георгиеву и «Наоборотошный Новый год» на собственное либретто, Электронная месса, «Страсти по Марку», мистерия «Зачарованная земля» для карильона с электроникой, мистерия «Заклинание стихий» для терменвокса, органа, шаманского бубна, оркестра и электроники; хоровые, ансамблевые сочинения, ряд сочинений для синтезатора АНС, для карильона, музыка к спектаклям, аудиокнигам и др.
Автор реконструкции утраченной партитуры А.Ф. Пащенко «Симфоническая мистерия», первого сочинения, написанного специально для терменвокса. Совместно с А. Погарским автор реконструкции утраченной партитуры А. Г. Шнитке «Поток».
«Любовь из папки спам» для баритона и фортепиано
«Сочинение написано на реальные тексты, которые присылают горе-кавалеры в личные сообщения в соцсетях, а роботы отфильтровывают их в папку "спам". Элементы театральности помогают подчеркнуть юмористическое содержание пьесы»
О.В. Ростовская
Е. АГАБАБОВА, «В плену настроения» для гитары соло в пяти частях
Агабабова Елена Юрьевна
Выпускница кафедры композиции Московской консерватории. Учителя: Т.Н. Хренников (он же руководитель и в аспирантуре), Н.П. Раков (инструментовка). Лауреат премии Союза композиторов РСФСР им. Д.Д. Шостаковича. Автор нового направления концертных программ «Ветреная музыка для публики с оркестром», создатель гимна г. Кисловодска. Постоянный участник фестиваля «Московская осень» с 2005 года.
Среди сочинений: Симфония «В лабиринтах времени» (1990), сюита для оркестра «Пять шагов над водой» (1982), Концерт для альта, фортепиано и струнного оркестра (1985), Концерт для органа и струнного оркестра (2014), опера для детей и взрослых «Магистры времени»(по сказке Е. Шварца, 2006), "Единство разного" для меццо-сопрано, баритона и струнного оркестра (2013), «Я смешала солнце с небом» для хора, струнного оркестра и ударных(2015), «The bells» для хора a cappella на слова Э. По (2007), «Сказочное путешествие» для детского хора, струнного оркестра и ударных (2023), «Парадоксальный сон» для скрипки и фортепиано (2022).
Среди композиций для публики с оркестром:«Времена года» (2005),«Истории в картинках» (2021), «Чудесное путешествие» (2022).
«В плену настроения» в пяти частях для гитары соло
«Хорошо, когда наше настроение зависит от нас. Но, как известно, чаще мы слышим: "всё зависит от настроения..." Радостное, тревожное, задумчивое, грустное, восторженное – состояния, создающие эмоциональный фон нашей жизни. Слушателю решать, в плену какого настроения он окажется во время исполнения этого сочинения…»
Е.Ю. Агабабова
А. ПОСПЕЛОВ, Три русские песни для народного женского голоса и фортепиано, на народные тексты: «Протяжная», «Колыбельная», «Заговор»
Поспелов Андрей Игоревич
После Московского областного колледжа искусств (2014) поступил в ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова по специальности «музыковедение» (2014-2019 год). Затем там же завершил курс ассистентуры-стажировки ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова по специальности «искусство композиции» (класс М.Б. Броннера, 2022). Обладатель специального приза Второго Всероссийского конкурса «Партитура» в номинации «симфоническое произведение крупной формы» (2021), лауреат Первого международного конкурса композиторов, пианистов и дирижёров имени С.В. Рахманинова в номинации «композиция» (3 место, 2022). В настоящее время преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, автор камерных и симфонических произведений, музыки к сценическим постановкам и медиа, художественный руководитель творческого объединения «Комнатный андеграунд», занимающегося пропагандой современной академической музыки, аранжировщик и композитор проекта «Genesisinternationalproject».
«Три русские песни» для голоса и фортепиано
«Музыкальная фантазия на тексты русских народных песен разных жанров. Произведение сочетает в себе черты неофольклоризма, эстрадной музыки и академического минимализма».
А.И. Поспелов
В. КИКТА, «Романтические вариации» для арфы
Кикта Валерий Григорьевич
В 1960 окончил Московское хоровое училище, в 1965 – композиторское отделение Московской консерватории (класс композиции С.С.Богатырёва и Т.Н.Хренникова), в 1967 там же завершил курс ассистентуры-стажировки (руководитель Т.Н.Хренников). Лауреат III Всесоюзного смотра творчества молодых композиторов (1969). Обладатель приза «Братислава–1979» Международного композиторского конкурса на лучшее произведение на фольклорной основе. С 1989 член правления Союза композиторов Москвы. С 1992 преподаватель, затем профессор, зав. кафедрой инструментовки Московской государственной консерватории. Заслуженный деятель искусств РФ (1992); Заслуженный деятель искусств Украины (1999); Золотая Пушкинская медаль (1999); Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства (2000); Лауреат премии СК России им. Д.Д.Шостаковича (2002); Золотая медаль Союза московских композиторов. Председатель и участник жюри международных конкурсов.
Среди сочинений: балеты «Золотая пора» (1963). «Данко (1964), «Посвящение» (1975), «Муха-Цокотуха» (1978), «Дубровский» (1984), «Свет мой, Мария!» (1985), «Владимир-Креститель» (1997), «Белая кокарда» (1995); симфонические произведения «Украинские колядки, щедривки ивеснянки» (1967), «Фрески Св. Софии Киевской» (1972), «Похищение Европы» (по картине В. А. Серова, 1990), «Был у Христа-младенца сад» – вариации натему П.Чайковского (1989), «Владимир-Креститель» – симфоническая летопись (1991); Оратории икантаты «Княгиня Ольга» (1970), «Песнь оматери» (1973), «Святой Днепр» (1993), «Свет молчаливых звезд» (1999); Инструментальные концерты, в том числе для фортепиано, 2 фортепиано, для гобоя, тубы, для 2 арф, для 4-х видов флейт; произведения для органа, арфы, хоровые и вокальные сочинения, для оркестра русских народных инструментов, камерные композиции, музыка для детей, а также к театральным постановкам и фильмам.
Романтические вариации на тему Станислава Людкевича для арфы (к 145-летию со дня рождения композитора)
В основе Романтических вариаций С.Ф. Людкевича (1879-1979) лежит тема романса «Ныне миру есть спасенье – Христос идёт на мученье», написанного в 1920-е годы. Сочинение предполагалось для исполнения легендарной певицей, примой театра «Ла Скала» Соломией Крушельницкой. К сожалению, романс не был ею исполнен. Но уникальные ноты сохранились в музыкальной библиотеке И.С. Козловского. Сочинение сам Людкевич подарил певцу с дарственной надписью в дни своего столетнего юбилея. Мне была предоставлена возможность воспользоваться этим изданием. В Романтических вариациях сохранена авторская гармоническая составляющая темы от начала и до конца, включая заключительный торжественный апофеоз. В произведении использован весь диапазон инструмента, а также богатейшие тембральные краски, характерные для арфы. Исполнителю представляется возможность продемонстрировать не только свою техническую и виртуозную оснащённость, но и музыкальный потенциал. В этом смысле показательным будет исполнение трёхголосной фуги, что весьма неудобно при игре на щипковом инструменте, таком как арфа».
В.Г. Кикта
В. АГАФОННИКОВ, Струнный квартет
Агафонников Владислав Германович
Выпускник Московского хорового училища, затем Московской консерватории по двум специальностям: композиция (класс В.Я. Шебалина, у него же аспирантура) и фортепиано (класс Я.И. Зака). Профессор кафедры композиции в консерватории. Народный артист РФ, лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д.Шостаковича.
Создатель девяти опер, в том числе «Анна Снегина» (1968), «Сергей Есенин» (1993), «Юрий Долгорукий» (1995), «Морозко» (2003); оркестровых опусов: симфония «Памяти В.Я. Шебалина», Триптих для струнного оркестра (1976), «Владимирский лубок», каприччио для симфонического оркестра (1982); Концерт для фортепиано с оркестром памяти Я.И. Зака (1982); хоровые композиции, в том числе кантата «К 60-летию Победы» (2005), Литургия св. Иоанна Златоуста (1995)Всенощное бдение (2000), Шесть хоровых поэм на стихи Р. Казаковой (1982), «Ноктюрны», 13 мужских хоров на стихи С. Есенина (1990); камерно-инструментальные и фортепианные опусы, а также музыка к кинофильмам.
Одночастный квартет-поэма посвящен квартету имени М.С. Вайнберга. Для этого коллектива В.Г. Агафонников ранее уже написал квартет, посвященный композитору и педагогу Е.И. Месснеру.
В. ВАХРУШЕВ «Пусть душа останется чиста» для сопрано и фортепиано, стихи Н. Рубцова
Вахрушев Владимир Леонидович
Окончил Вологодское музыкальное училище. Решающее влияние на профессиональное становление оказал доктор искусствоведения, профессор М.Ш. Бонфельд. Затем прошел курс композиции в Петрозаводской консерватории (класс профессора А.Л. Репникова). Жизнь и музыка неразрывно связаны с образами русского Севера: в поэзии —это М. Ломоносов, Н .Рубцов, Н. Клюев, Н. Тряпкин,в живописи – А. Борисов, в литературе – сочинения Ф. Абрамова. Среди основныхпроизведений: опера «Пелагея» (2012), балет «Яблоневое семечко», три симфонии, камерная, вокальная музыка.
Вокальный цикл на стихи Н. Рубцова «Пусть душа останется чиста».«Рубцов прожил нелегкую жизнь: он познал непризнание. Его земная судьба оказалась краткой. Поэт ушёл из жизни трагически и безвременно. Главным для себя он считал принцип, изложенный в гениальных стихах – “до конца, до тихого креста пусть душа останется чиста!” Это заклинание, практически молитва слышится в каждой из трех моих песен: первая – “А есть укромный край природы, где под церковною горой”; вторая “Жалобно в лесу кричит кукушка о судьбе, о скорби неизбежной”, третья, кульминационная, “До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста”».
В.Л. Вахрушев