Открытие фестиваля
Золотые страницы «Московской Осени»
6 октября 14:00
Большой Зал консерватории
(Б. Никитская, 13)
Заслуженная артистка РФ
Екатерина Мечетина, фортепиано
Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»
Дирижер Сергей Тарарин
Ведущий
Рауф Фархадов
Приглашаются все желающие!
Бесплатные билеты можно получить перед началом концерта (перед контролем)
ПРОГРАММА
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
«Праздничная увертюра» A—dur op. 96 (1954)
Альфред Шнитке (1934–1998)
Концерт для фортепиано и струнного оркестра op. 136 (1979)
Заслуженная артистка РФ
Екатерина Мечетина, фортепиано
«Живопись» для большого оркестра. Посвящается Борису Биргеру (1970)
Борис Чайковский (1925-1996)
«Музыка для оркестра» (1987)
1. Мотив
2. Далёкая дорога
3. Провода шумят
4. Четыре ноты
5. Терции и кварты
6. Тени
7. Эпилог
Родион Щедрин (р.1932)
Концерт №1 для фортепиано с оркестром (1954)
1. Maestoso con moto
2. Scherzo-toccata
3. Passacalia
4. Finale
Заслуженная артистка РФ
Екатерина Мечетина, фортепиано
О КОНЦЕРТЕ
В программе концерта-открытия фестиваля премьер «Московская осень» собраны имена композиторов, чьи произведения стали классикой музыки второй половины XX столетия. Праздничная увертюра» Д.Д. Шостаковича на протяжении многих лет открывала каждый фестиваль. Она стала эмблемой «Московской осени» не случайно. Созданная в 1954 году, накануне «Оттепели», эта полётная музыка, полная надежд и светлой энергии, своего рода аналог знаменитой глинкинской увертюры к опере «Руслан и Людмила» пророчески провозгласила грядущее время перемен. Стала одним из его музыкальных символов, которым в нашей стране и явился уникальный московский музыкальный фестиваль.
А.Г. Шнитке написал свой Концерт для фортепиано и струнного оркестра как раз в год открытия «Московской осени». Концерт ввиду компактности формы и значительности содержания стал одной из самых известных и исполняемых композиций автора. В свою очередь это сочинение оказало существенное влияние на творческий стиль современников Шнитке. Новаторская логика мышления, определяемая формулируемыми композитором в начале 1970-х годов принципами полистилистики в своих оркестровых концепциях, присутствует и в одночастном концерте.
Оркестровая «Живопись» Э.В. Денисова явилась своего рода эмблемой созданного им стиля. Эта тонкая и изысканная музыка написана под впечатлением от созерцания картин друга композитора московского художника Бориса Биргера. Тем не менее произведение выстроено в жёсткой логике с четко выраженным центральным разделом-кульминацией и кодой. Сам композитор высказывался о сочинении следующим образом: «… знакомство с его [Биргера] живописью, с манерой работы с цветом, с распределением информации в живописном пространстве, но особенно именно с манерой его работы с краской – всё это, очевидно, предопределило многое из того, что я сделал в “Живописи”, и, я бы даже сказал, многое из того, что делаю сейчас в своих сочинениях».
«Музыка для оркестра» Б.А. Чайковского написана в последнее десятилетие его жизни. Сам он считал, что это «нечто среднее между симфонией и сюитой», полагая, что для симфонии здесь «не тот уровень тематического развития». Композитор всегда был к себе слишком критичен. «Музыка…» остаётся одним из самых глубоких и важных для понимания уникальности дарования Чайковского сочинений. Об этом проницательно говорилГ.В.Свиридов: «Это композитор глубоко русский. Его душевный мир — это мир чистых и возвышенных страстей. В его музыке много чего-то недосказанного, какой-то затаенной нежности, большого душевного целомудрия. Выражение таких чувств требует подчас тонкого, изысканного музыкального письма и безупречного мастерства, которымвладеет Борис Чайковский».
Первый концерт для фортепиано с оркестром Р.К. Щедрина возвращает нас к стилистике «Праздничной увертюры» Шостаковича. Оба сочинения написаны в один год. С большой, однако, разницей. Щедрин здесь 21-летний студент 4 курса Московской консерватории. Это первая его значительная композиторская работа, четырёхчастный концерт, в котором он сам на премьере играл партию солиста. Сочинение неоднозначно было воспринято педагогами кафедры композиции. Щедрин получил за него «тройку». Профессоров шокировала новая интонационность, которую привнёс в сочинение молодой автор. Мир русской частушки ранее с таким юмором и молодым задором не обыгрывался в академической музыке. Однако именно с концерта начинается так называемый частушечный период в искусстве Щедрина, принёсший ему заслуженную славу в балете «Конёк-Горбунок», опере «Не только любовь» и первом концерте для оркестра «Озорные частушки».
Екатерина Власова