Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. НЕКРАСОВА
РГМЦ «ОРФЕЙ»
24 октября 19:00
Московский Дом композиторов
(Брюсов пер., 8-10с2)
Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. НЕКРАСОВА РГМЦ «ОРФЕЙ»
Художественный руководитель и главный дирижер –
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Евгений ВОЛЧКОВ
Вход свободный
ПРОГРАММА
НАТАЛЬЯ ХОНДО
«Киммерийская весна», стихи Максимилиана Волошина, вокальный цикл для меццо-сопрано и оркестра
Александра АВАКИВИ, меццо-сопрано
АНДРЕЙ ГОРДЕЙЧЕВ
«Assemblea concertante», концерт для фортепиано, народного оркестра и струнного квартета
Андрей ГОРДЕЙЧЕВ, фортепиано
ВИКТОР ПАНИН
Концерт для гуслей звончатых и оркестра
Павел ЛУКОЯНОВ, гусли звончатые
РУСЛАН МУРСЯКАЕВ
«То, что не стирает время», концерт-сюита для юного пианиста и народного оркестра в 8 частях
Лауреат международных конкурсов
Евдокия Мурсякаева, фортепиано
АЛЕКСЕЙ ПАВЛЮЧУК
«Дорога в неизвестное» (Прелюдия № 3)
АЛЕКСЕЙ ЛАРИН (1954 – 2023)
Поэма памяти Николая Рубцова
АЛЕКСАНДР НА ЮН КИН (1954 – 2018)
«Славянская легенда», поэма для оркестра в 4-х частях
Н. ХОНДО, «Киммерийская весна», стихи Максимилиана Волошина, вокальный цикл для меццо-сопрано и оркестра
Хондо Наталья Александровна
Композитор, председатель комиссии музыки для народных инструментов Союза московских композиторов. Доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования и кафедры композиции Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат всероссийских и международных конкурсов, участник многих музыкальных фестивалей, таких как «Московская осень», «Музыка России», «Созвездие мастеров», «Детская академия» и др., член жюри различных конкурсов по композиции и инструментовке.
Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (2000), а также ассистентуру-стажировку (2002) в классе К. Е. Волкова. Проходила международную стажировку в CentreAcanthes (Авиньон, Франция) под руководством Х. Лахенманна (Германия).
Автор симфонической и камерной музыки, фортепианных сочинений, произведений для народных инструментов и русского народного оркестра, вокальных циклов на стихи М. Цветаевой, М. Волошина, В. Тушновой, хоровых сочинений, детских песен на стихи современных поэтов.
Произведения композитора звучат в концертных программах как в нашей стране, так и за ее пределами (Канада, США, Германия, Австрия, Словакия, Босния и Герцеговина, Италия, Молдова, Беларусь, Украина).
Н. А. Хондо является редактором, книжных, нотных и периодических изданий, опубликованных в Издательском доме «Классика-XXI».
«Киммерийская весна», вокальный цикл на стихи М. Волошина для меццо-сопрано и русского народного оркестра.
- Заката алого заржавели лучи…
- Моя земля хранит покой…
- День молочно-сизый…
- Звучит в горах…
«Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932) — русский поэт, переводчик и мемуарист, художественный и литературный критик, художник и архитектор, философ и путешественник. Родившись в Киеве и проведя раннее детство в Таганроге и Севастополе, а отрочество в Москве, в шестнадцать лет он приезжает в Восточный Крым, в Коктебель — и остается здесь навсегда. Да, впереди еще Московский университет, жизнь в столичном Петербурге, путешествие по Европе, но вновь и вновь Волошин возвращается в Крым, в Коктебель, в свою Киммерию — волшебную землю, древнюю и величественную страну.
На этой земле им был построен дом, ставший не просто жилищем, приютом для многочисленных гостей — литераторов, художников, актеров, известных и забытых представителей русской творческой интеллигенции начала ХХ века. Дом Поэта в Коктебеле стал символом Духовности, Любви, высокого Искусства. Здесь Волошин прожил бóльшую часть своей жизни, здесь были написаны его знаменитые акварели, созданы лучшие стихотворения.
Поэтический цикл “Киммерийская весна” состоит из двадцати стихотворений, написанных на протяжении 1910–1926 годов. В вокальный цикл вошли четыре стихотворения 1910–1913 годов. В этих стихах пока нет драмы революции и гражданской войны, но есть потрясающие пейзажи “земли глухой и древней”. Ювелирно отточено каждое слово, каждая фраза зрима и музыкальна — поэт словно заставляет нас всмотреться и вслушаться в красоту любимой Киммерии: “Остановись. Молчи”».
Н.А. Хондо
А. ГОРДЕЙЧЕВ, «Assemblea concertante», концерт для фортепиано, народного оркестра и струнного квартета
Гордейчев Андрей Александрович (ФОТО)
Композитор и пианист. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (1994, класс Т.Н.Хренникова). Там же аспирантуру (1997).С 1997 по 1999 год проходил стажировку (класс специального фортепиано проф. Д.Н.Сахарова). С 1999 года работает в МГК. С 2012 года принят на работу в Московскую консерваторию как концертмейстер кафедры симфонического дирижирования, а также преподаватель инструментовки.
Автор четырех симфоний, инструментальных концертов, в том числе в сопровождении оркестра русских народных инструментов, сольных сочинений для органа, фортепиано, трубы, фагота, скрипки, домры, камерных ансамблей для различных инструментов, а также хоровых произведений и камерно-вокальных композиций.
“Assemblea concertante”, Концерт для фортепиано (леворучный) и инструментального ансамбля (2021).
«Идея концерта – вместе с сольной партией для левой руки для фортепиано объединить, в совместном музицировании, разные группы инструментов в один ансамбль: в произведении участвуют инструменты русского народного оркестра, группа ударных и струнный квартет.
В концерте три части:
- Allegretto poco tranquillo
- Andantino
- Allegro molto vivo
В первой части преломляются традиции сонатного аллегро. Вторая часть, тоже в сонатной форме, репризу которой предваряет развёрнутая каденция фортепиано. Финал – виртуозное Perpetuummobile, в середине которого изложена 12-тоновая тема с вариациями и фугой. После возвращения основного движения завершает концерт каденция солиста и быстрая кода.
Концерт написан в ре мажоре. Может быть, для слушателейавторская приверженность данной тональности не очевидна, но я вдруг после ковида обнаружил, что придерживаюсь тональности, специфически, конечно, но всё-таки...»
А.А. Гордейчев
В. ПАНИН, Концерт для гуслей звончатых и оркестра
Панин Виктор Александрович
Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (1977, класс балалайки В.Б.Болдырева, класс инструментовки Ю.Н.Шишакова; 1983, класс композиции Н.И. Пейко ).Член союза московских композиторов, лауреат Всесоюзного, Всероссийских, Международного конкурсов. В настоящее время доцент Российской академии музыки имени Гнесиных.
Среди сочинений: симфоническая поэма «Россия» для симфонического оркестра, Симфония для русского народного оркестра. оперы «Двадцать шесть и одна», «Царевна-Льдинка»,кантата «Песни о Стеньке Разине» на стихи А.С.Пушкина для мужского хора и русского народного оркестра, хоровой цикл «Злат алтарь» для детского хора на стихи В.А.Смирнова, цикл романсов на стихи С.А.Есенина для голоса и русского народного оркестра.Концерты: для домры, балалайки, гуслей звончатых и русского народного оркестра. Концерт для духового оркестра,Концерт для валторны, Концертштюк для фортепиано и духового оркестра, Концертино для домры пикколо и домры бас и русского народного оркестра. «Цыганская рапсодия» для трубы и духового оркестра, «Русские рапсодии» для домры, гуслей звончатых и русского народного оркестра. «Ирдомская рапсодия», Концертный триптих, «Вологодская фантазия» для балалайки и русского народного оркестра. Две сонаты для балалайки и фортепиано, Камерная сюита для балалайки и фортепиано, «Диалоги» - сюита для домры и гуслей звончатых.
«Концерт для гуслей звончатых и оркестра (2023) состоит из двух частей, исполняющихся без перерыва. Первая часть - эпического, вторая - танцевального характера. Они связаны интонационно и ритмически. Это - музыкальное повествование "о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой...",о России, ее природе, драматических страницах истории. Переплетение разных по характеру тем в Концерте (весёлых, грустных, героических, поэтически одухотворенных) происходит в процессе активного взаимодействия солиста и оркестра. Сочинение насыщено обилием разнообразных сольных эпизодов и развернутых каденций гуслей звончатых, в которых солист-гусляр имеет возможность продемонстрировать всю палитру технических и выразительных достоинств этого замечательного древнерусского музыкального инструмента.
Концерт для гуслей звончатых и русского народного оркестра прозвучит в исполнении известного музыканта-гусляра лауреата всероссийских и международных конкурсов, солиста оркестров имени Н.П. Осипова и Н.Н. Некрасова Павла Лукоянова.Творческое содружество композитора Виктора Панина и Павла Лукоянова продолжается многие годы».
В.А. Панин
Р. МУРСЯКАЕВ, «То, что не стирает время», концерт-сюита для юного пианиста и народного оркестра в 8 частях
Мурсякаев Руслан Юнечевич
В 2015 году окончил ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Ивановапо специальности «композиция» в классе М.Б. Броннера (композиция). Участник российских и международных фестивалей. Композиции и аранжировки Мурсякаева исполнялись как в нашей стране, так и за её пределами такими коллективами как: Национальный филармонический оркестр России под управлением В. Спивакова; Оркестр камерной сцены Большого театра России (дирижёры: А. Кашаев, Ф. Чижевский, П. Клиничев, А. Верещагин); Камерный оркестр «ARCO» под управлением Л. Амбарцумяна; Московский камерный оркестр «Времена года» под управлением В. Булахова; Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Оркестр «Таврида» под руководством А. Кашаева и др.
Р. Мурсякаев является автором балетов, оперы, симфонических, камерных, вокальных, хоровыхсочинений, музыки для детей, произведений для музыкального театра, транскрипций и оркестровых версий, композиций и аранжировок к телевизионным проектам.
«ТО, ЧТО НЕ СТИРАЕТ ВРЕМЯ»
Концерт-сюита для юного пианиста с оркестром (ОРНИ)
Концерт–сюита "То, что не стирает время" – сочинение, в котором хотелось показать мое искреннее отношение к самому чудесному миру - миру детства! Миру, в котором каждому из нас удается провести лучшие годы своей жизни! Миру, где нет ничего предсказуемого, устоявшегося, обыденного, где что ни поворот, то новые и неожиданные краски, образы, и каждый упускаемый повзрослевшим взглядом миг превращается в неповторимое событие, запоминающееся глубоко-глубоко в памяти...
В сочинении 8 частей:
- Свет. Звук. Пробуждение. (прелюдия)
- Васька, оставь китайскую чашку в покое*
- Мечты о море
- В зеркале ...
- Как воробьи ворон дразнили
- Качели под дождем
- Танцует Всё!
- Сумерки. Часы. Сон и ……?(постлюдия)
Евдокия Мурсякаева в данный момент обучается в 4-м классе Детской музыкальной школы при Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Яблоковой М. А.). Является лауреатом международных конкурсов.
А. ПАВЛЮЧУК, «Дорога в неизвестное» (Прелюдия № 3)
Павлючук Алексей Вячеславович
В 1993 окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова по классу А.А. Бренинга. С 1993 работает преподавателем композиции в Музыкально-эстетическом лицее г. Энгельса Саратовской области. В 1995–1998 участник семинаров молодых композиторов в г. Иваново (руководитель – С.С. Беринский). С 1997 – член Союза композиторов России.В 2004, 2005 участник семинаров молодых композиторов в г. Руза (руководитель – композитор В.А. Екимовский). Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Сочинения А.В. Павлючука звучали в концертах Саратовской композиторской организации, концертах Музыкального клуба С. Беринского и Музыкальной гостиной Юргенсона, в фестивалях современной музыки: «Московская осень», «Панорама музыки России», «Творческая мастерская», «Перспектива – 2000», «Музыка России», «Композиторы России – детям» (Москва), «Большая Волга» (Саратов), «Встречи в провинции» (Иваново), «Картинки с выставки» (Нижний Новгород), «От авангарда до наших дней» (Санкт-Петербург), «Дни современной музыки в Астрахани», «Ростовские премьеры».
А.Павлючук - автор музыки для симфонического оркестра, оркестра духовых инструментов, русского оркестра, хора и различных инструментальных составов.Среди сочинений: симфоническая картина памяти Сергея Беринского, «В пространстве Вселенной» для оркестра; «Трагикомедия» для солирующего альт-саксофона, струнного оркестра, фортепиано и ударных; «Парадокс». «Приближение» для оркестра духовых инструментов; «Прелюдия№1» и «Прелюдия I№2» для оркестра русских народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли, сольные композиции для кларнета, фортепиано, аккордеона, вибрафона, маримбы, баяна.
«Дорога в неизвестное» («Прелюдия № 3»)
А. ЛАРИН (1954 – 2023), Поэма памяти Николая Рубцова
Ларин Алексей Львович
(1954–2023)
Окончил Московскую капеллу мальчиков (1971), Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1976, класс композиции Н.Пейко), там же ассистентуру-стажировку (1979).С 1978 преподавал в Российской академии музыки им. Гнесиных, с 1998 – профессор, выпустил более 300 учеников.С 2018-го по 2021-й был заведующим кафедрой композиции.Член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России, лауреат международных конкурсов композиторов «Musica Mundi» (Германия, 1997), «Классическое наследие» (Россия, 1999), «Jihlava» (Чехия, 2000), «Klang der Welt» (Германия, 2007), «Роман Сладкопевец» (Россия, 2012).Почетный приглашенный профессор Университета Кореи (Сеул).
Среди сочинений: балет «Гулливер в стране лилипутов», Симфония; произведения для оркестра: симфонические: картина «Рождение города», сюита «Лето в деревне Митрофаново», «Посвящение EFG (Е.Ф. Гнесиной); вокально-симфонические: «Слово похвальное Академии», поэма «Белый ковчег», оратория «Русские страсти»; 8 кантат; 2 хоровых концерта; музыка для русских народных инструментов; камерно-инструментальные и вокальные произведения; сочинения для детей; музыка к 13 кино- и телефильмам.
«Поэма памяти Николая Рубцова»
А. НА ЮН КИН (1954 – 2018), «Славянская легенда», поэма для оркестра в 4-х частях
На Юн Кин Александр
(1954–2018)
Родился в городе Балаково Саратовской области. Окончил Ульяновское музыкальное училище (класс баяна В.Н. Бочкарёва). В 1979 завершил обучение в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В 1986 году стал членом Союза советских композиторов. Успешно гастролировал по городам России и за рубежом. Особенный успех снискала его «Барыня» для баяна и эстрадно-симфонического оркестра, покорившая М. Тэтчер на лондонских гастролях 1987 года.
«Славянская легенда», поэма для оркестра в 4 частях.
Посвящена Т.Н. Хренникову (1986)
- «Русь изначальная»
- «Нашествие»
- «Песня»
- «Светлая память»