«ВОЗВРАЩЕНИЕ»

 

 

21 октября 19:00

Московский Дом композиторов

(Брюсов пер., 8-10с2)

Вход свободный

ПРОГРАММА

АРТЕМ КОКЖАЕВ
«Весна и мы весну встречаем…», стихи Зои Кону, памяти Т. Чудовой для меццо-сопрано, флейты, гобоя, арфы и фортепиано

Лауреаты всероссийских и международных конкурсов
Юлия МАКАРЬЯНЦ, меццо-сопрано
Антон ПАИСОВ, флейта
Иван ПАИСОВ, гобой
Анна ШКУРОВСКАЯ, арфа
Алексей ВОРОНКОВ, фортепиано

ТАТЬЯНА ЧУДОВА (1944 – 2021)
«Сон Татьяны», моно-миниопера по А.С. Пушкину для меццо-сопрано,  арфы, гобоя, фортепиано и ударных

Лауреаты всероссийских и международных конкурсов
Юлия МАКАРЬЯНЦ, меццо-сопрано
Анна ШКУРОВСКАЯ, арфа
Иван ПАИСОВ, гобой
Алексей ВОРОНКОВ, фортепиано
Елисей ДРЕГАЛИН, вибрафон

АНТОН РОВНЕР
Струнный квартет

Артисты ансамбля «XXI ВЕК»
Лауреаты международных конкурсов

Мария ХОДИНА, скрипка
Анастасия АНИСИМОВА, скрипка
Вячеслав ГРЕБЕННИКОВ, альт
Надежда ГРЕБЕННИКОВА, виолончель

МИХАИЛ СИМАКОВ
Три зарисовки для фортепиано

Михаил СИМАКОВ, фортепиано

 

ЮЛИЯ МАСАЛЬСКАЯ
Три пьесы «Для Игоря Голубева», для саксофона, фагота, контрабаса и фортепиано:
«Облака», «Свеча», «Напутствие»

Лауреаты всероссийских и международных джазовых конкурсов
Олег АГЕЕВ, саксофон-тенор
Игорь ИВАНУШКИН, контрабас

Лауреаты всероссийских и международных конкурсов
Роман ИСИИ, фагот
Евгений ГУТМАН, фортепиано

 

ИГОРЬ ГОЛУБЕВ (1945 – 2020)
«Возвращаясь вновь и вновь» для флейты и фортепиано

Лауреат всероссийских и международных джазовых конкурсов
Олег АГЕЕВ, флейта

Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Евгений ГУТМАН, фортепиано

 

ИРАИДА ЮСУПОВА
«Детская кантата», стихи Геннадия Айги, для трех певческих голосов, фортепиано и фонограммы

Лауреаты международных конкурсов
Рустам ЯВАЕВ, контратенор
Борис КОМЛЕВ, контратенор
Анастасия БРАУДО, меццо-сопрано
Игорь СТЕПАНИЧ, фортепиано

2
3
А. КОКЖАЕВ, «Весна и мы весну встречаем…», стихи Зои Кону, памяти Т. Чудовой для меццо-сопрано, флейты, гобоя, арфы и фортепиано


Кокжаев Артём Михайлович

Композитор, пианист, педагог.

Выпускник Ереванской государственной консерватории имени Комитаса (класс композицииЭ Оганесяна, класс оркестровки А. Тертеряна). Затем окончил аспирантуру Московскойгосударственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс А.В.Чайковского ). С 1999 года член Союза московских композиторов, а также Союза композиторов России. Постоянный участник фестиваля современной музыки «Московская осень». Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.

Среди сочинений:опера «Наташа», детский балет «Ослиная шкура», две симфонии, две симфонические поэмы, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для трубы с оркестром, Концертино для флейты с оркестром, струнный квартет и трио, «Печальная импровизация» памяти Е.Ф.Светланова для струнного оркестра и фортепиано, Adagioдля струнного оркестра и литавр памяти погибших в Великой Отечественной войне, хоровые, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, романсы и песни, музыка для детей, мюзиклы.

«Весна, и мы весну встречаем…»

«Сочинение написано в память о замечательном человеке и блистательном композиторе Татьяне Алексеевне Чудовой. Незадолго до своего уходаТатьяна Алексеевна предложила Зое Кону написать текст о жизни человека через его ощущения от череды времён года. Её видение передано в стихах, хотя музыку написатьона так и не успела.

Композитор Татьяна Чудова всегда была мудрым, открытым и позитивным человеком. Философская, а также светлая, весенняя тематика отмечают эти ее качества. Именно такой Татьяна Алексеевна останется в сердцах и памяти авторов этого сочинения.

У Татьяны Алексеевны невероятно музыкальная семья: дочь Анна - арфистка, сыновья – Антон – флейтист, Иван – гобоист, его супруга Юлия – певица. Композиция создана именно для этого замечательного семейного ансамбля, который дополняет пианист Алексей Воронков».

А.М. Кокжаев

2
3
Т. ЧУДОВА (1944 – 2021), «Сон Татьяны», моно-миниопера по А.С. Пушкину для меццо-сопрано, арфы, гобоя, фортепиано и ударных


Чудова Татьяна Алексеевна (1944–2021)

ОкончилаМосковскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского в 1968 году. Училась вклассекомпозиции Ю.А. Шапорина, после его смерти в 1966 году переведена к Т.Н. Хренникову. Изучала инструментовку у Э. В. Денисоваи Ю. А. Фортунатова, полифонию – у В.Н. Рукавишникова, теорию, гармонию и музыкальную форму – у Ю.Н. Холопова.

В 1969 году поступила в ассистентуру-стажировку (педагогТ.Н. Хренников), вступила вСоюз Композиторов СССР.

Преподавала в Московской консерватории с 1970 года, вела курс чтения симфонических партитур и инструментовки, затем курс сочинения на композиторском факультете. С 1975 года также работала в Центральной музыкальной школе, с 1997 — в Музыкальном колледже и Московском государственном институте музыки им. Шнитке, с 2004 — в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Регулярно проводила мастер-классыв городах России и за рубежом. Заслуженный деятель искусств РФ (2007).

Среди сочинений: балеты «Агитатор», «Прерванная песня», «Искание»;6 симфоний;2 симфонические сюиты;два концерта для фортепиано с оркестром;сюиты для оркестра русских народных инструментов («Сказки», «Русская», «Северная Двина», «Нефольклорная музыка», «Восторженная музыка» и «Светлая музыка»); хоровые и камерно-инструментальные сочинения; вокальные циклы; обработки народных песен; музыка для детей.

«Сон Татьяны», моно-миниопера по А.С. Пушкину для меццо-сопрано, арфы, гобоя, фортепиано, и ударных

2
3
А. РОВНЕР, Струнный квартет


Ровнер Антон Аркадьевич

Родился в Москве. С 1974 жил в США в Нью-Йорке. Обучался Джульярдской школе (консерватории) по классу композиции Милтона Бэббитта, где получил степень бакалавра в 1991 и степень магистра в 1993. В 1989–1990 стажировался в Московской консерватории по классу композиции у Н. Н. Сидельникова; одновременнозанимался музыкальной теорией у Ю.Н. Холопова. С 1991 по 1993 прослушивал курсы по музыкальной теории в Колумбийском университете (Нью-Йорк) у Джозефа Дюбила. В 1994–1998 обучался по классу композиции у Чарлза Уоринена в аспирантуре на музыкальном отделении Университета Ратгерс (штат Нью-Джерси), где в 1998 получил докторскую степень (PhD). В Нью-Йорке в 1990-х годах руководил концертной серией современной музыки «Бридж», в рамках которой прошло много концертов с музыкой современных российских, европейских и американских композиторов, включая множество премьер.

С декабря 1997 проживает в Москве, принимая активное участие в музыкальной жизни Москвы и России. Музыкальные произведения исполняются на фестивалях современной музыки Москвы и России, таких как «Московская осень», «Московский форум», «Альтернатива» и «Музыка друзей» в Москве, «Сергей Осколков и его друзья», «Звуковые пути», «От авангарда до наших дней» и «Пифийские игры» в Санкт-Петербурге, Фестиваль искусств имени Николая Рославца и Наума Габо в Брянске, «Европа-Азия» в Казани, Международный фестиваль современной музыки в Перми, фестиваль «Контрасты» во Львове, фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки в Одессе», «Международный форум молодых композиторов» в Киеве, «Дни новой музыки» в Кишиневе, Американский фестиваль микротоновой музыки, концертная серия Composers’ Concordance и концерты композиторского объединения NewYorkComposers’ Circle [Нью-Йоркское композиторское сообщество] в Нью-Йорке. Среди ансамблей и коллективов, исполнявших музыкуРовнера, можно назвать Московский ансамбль современной музыки, ансамбль Студия новой музыки, Ансамбль «ХХ век», «Спектрум ансамбль» и ансамбль «Галерея актуальной музыки» в Москве, ансамбль «Звуковые пути» в Петербурге, ансамбль “SenzaSforzando” в Одессе.

Посетил несколько фестивалей в Европе, куда приглашали как журналиста, после чего писал статьи про эти фестивали – фестиваль WorldMusicDays (Дни мировой музыки) в Люксембурге в 2000 г. и фестиваль DresdenerTagederZeitgenossischesMusik (Дрезденские дни современной музыки) в Дрездене в 2002, 2003 и 2004 гг. В 1998 посетил Курсы по современной музыке (InternazionaleFerienkursederNeueMusik) в Дармштадте, а в 1998, 2000, 2002 и 2006 читал лекции в Международном летнем музыкальном лагере в г. Огре (Латвия). В марте 2005 был гостем-композитором в Международном композиторском центре в г. Висбю, в Швеции, где занимался в электронной студии.

Работает на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов и на кафедре современной музыки в Московской консерватории, а также на кафедре философии, социологии и культурологии в Московском гуманитарном университете. В 2011 года защитил диссертацию на тему «Сергей Владимирович Протопопов: композиторское творчество и теоретические работы» под руководством В.Н. Холоповой. Автор многих статей о русской музыке начала ХХ века и на другие темы, обзоры концертов и интервью с различными композиторами. Выступал во многих конференциях с музыкально-теоретическими докладами на множестве конференциях в России, Беларуси, Литве, Германии и США. Под редакцией Ровнераи с его сопроводительной статьей в 2008 году в московском издательстве «Композитор» вышла партитура «Предварительного Действа» А. Скрябина, завершенного Сергеем Протопоповым для чтения, хора и двух фортепиано. В 2014–2015 осуществил оркестровку «Предварительного Действа» А. Скрябина, завершенного Сергеем Протопоповым, по просьбе дирижера Александра Титова, которая была исполнена 20 сентября 2017 в Большом зале Филармонии в Петербурге под управлением Титова.

Струнный квартет

«Струнный квартет написан в трех частях —первая изложена в умеренном темпе, вторая, скерцо, в быстром темпе, и третья часть —чередование медленного и быстрого темпа. Сочинение сочетает в себе аллюзии на традиционные классические формы с экспрессивной повествовательнойдраматургией и философическими качествами, выраженнымиконтрастными настроениями, сложными гармониями и разнообразнойвыразительной фактурой».

А.А. Ровнер

2
3
М. СИМАКОВ, Три зарисовки для фортепиано


Симаков Михаил Сергеевич

В 2002 окончил РАМ им. Гнесиных, в 2005 –ассистентентуру-стажировку там же. Учился в классе А.Л. Ларина. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов композиторов.

Среди сочинений: «Всенощное бдение» для смешанного хора a cappella, поэма для оркестра, Allegroappassionato для оркестра, адажио «Памяти отца» и Allegroscherzando для струнного оркестра, два струнных квартета, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, сонаты для скрипки, и фортепиано, флейты и фортепиано, кларнета и фортепиано , шесть фантазий для фортепиано, сочинения для оркестра русских народных инструментов, и др.

«Фортепианный цикл Три зарисовки написан в 2019 году и представляет собой цикл из трёх разнохарактерных пьес для фортепиано. Сочинение прозвучит на фестивале Московская осень в исполнении автора.

«Фортепианный цикл “Три зарисовки” написан в 2019 году и представляет собой цикл из трёх разнохарактерных пьес для фортепиано. Сочинение прозвучит на фестивале Московская осень в исполнении автора».

М.С. Симаков

2
3
Ю. МАСАЛЬСКАЯ, Три пьесы «Для Игоря Голубева», для саксофона, фагота, контрабаса и фортепиано: "Облака", "Свеча", "Обещание"


Масальская Юлия Ярославна

Композитор, пианистка.

Выпускница Ереванской государственной консерватории имени Комитаса (2002, класс Э.М.Мирзояна). Участник международных фестивалей «Московская осень», международного конкурса в Японии имени Тору Такэмицу. Автор музыки для драматических театров и телевидения.Участвует в издании специальной литературы для студентов драматических театров,помогающей актёрамв работе с музыкой к спектаклям в разных жанрах.Одна из последних работ в Рижском национальном драматическом театре в спектакле «Женат и свободен» Laulātsunbrīvs / Latvijas Nacionālaisteātris. В настоящее время работает в Театральном институте имени Бориса Щукина при Театре Вахтангова.

«Три пьесы для Игоря Голубева» для саксофона, фагота, контрабаса и фортепиано памяти композитора
"Облака"
"Свеча"
"Напутствие"

«Написать “Три пьесы для Игоря Голубева” было естественным желанием, так как выдающийся композитор ушёл внезапно. Осталось много недосказанного между нами и его коллегами, которые его очень любили, любят и переживают о том, что его нет среди нас».

Ю.Я. Масальская

2
3
И. ГОЛУБЕВ (1945 – 2020), «Возвращаясь вновь и вновь» для флейты и фортепиано


Голубев Игорь Исаакович (1945–2020)
композитор и пианист

В 1977 окончил Государственный московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных как композитор (класс А.Г.Чугаева) и как пианист (класс А.Л.Каплана).Член Союза композиторов с 1979 года. Председатель камерно-симфонического объединения Союза московских композиторов (1989–2007);заместитель председателя правления по творческой работе (2002–2006);член Правления и Приемной комиссии. Награждён Золотой медалью Союза московских композиторов.

Произведения композитора исполняли симфонические и камерные оркестры России, Литвы под управлением дирижеров С. Сондецкиса, М. Горенштейна, А. Ведерникова, В. Понькина, С. Скрипки; российские скрипачи И. Бочкова, Е. Чугаева, А. Корсаков, С. Кравченко, а также Е. Денисова (Австрия); флейтистка и композитор Су Лиан Тан (США); камерные ансамбли: «Московское трио», «Брамс-трио», ансамбль солистов DaCapoChamberPlayers (Нью-Йорк).Произведения Голубева вышли в свет в издательствах «Композитор» и «Музыка» (Россия), MarimbaMusik (Германия).

Из неопубликованных высказываний И.И. Голубева «Мысли вслух»:
«Посредственность и бездарность всегда агрессивны».

«Как-то один молодой музыкант спросил меня – можно ли сейчас сочинить что-то абсолютно новое, неслыханное ранее. – Вряд ли. Но зато можно выразить свою точку зрения».

«Возвращаясь вновь и вновь» для флейты и фортепиано

«Сочинение найдено чудесным образом благодаря Председателю Союза московских композиторов Сергею Викторовичу Жукову.Это тем более замечательно что в виду того, что многие произведения Голубева исчезли после его смерти. Мы выражаем Сергею Викторовичу Жукову сердечную благодарность!»

Ю.Я. Масальская

2
3
И. ЮСУПОВА, «Детская кантата», стихи Геннадия Айги, для трех певческих голосов, фортепиано и фонограммы


Юсупова Ираида Рафаэльевна

Композитор, медиахудожник, режиссёр экспериментального кино.

Окончила Московскую Консерваторию по классу композиции профессора Н.Н.Сидельникова (1987). Стипендиатка Дармштадтских курсов Новой музыки (1998). Дважды номинант национальной театральной премии «Золотая Маска». Лауреат премии «Золотой Куртанс» фестиваля Rusk-Off в Ницце, Артпремии Зверева, Царскосельской премии, дважды лауреат международной премии «Чистый Звук».

«Детская кантата» на стихи Геннадия Айги для трёх певческих голосов, фортепиано и фонограммы