МОСКОВСКИЙ АНСАМБЛЬ
СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ (МАСМ)
15 октября 19:00
Московский Дом композиторов
(Брюсов пер., 8-10с2)
МОСКОВСКИЙ АНСАМБЛЬ
СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ (МАСМ)
Руководитель
Виктория КОРШУНОВА
Состав:
Сергей МАЛИНИН, тенор
Константин ЕФИМОВ, флейта
Олег ТАНЦОВ, кларнет
Михаил ДУБОВ, фортепиано
Евгений СУББОТИН, скрипка
Ольга ДЕМИНА, виолончель
Григорий КРЫЛОВ, контрабас
Мария САДУРДИНОВА, фортепиано
Ведущий концерта
Рауф ФАРХАДОВ
Вход свободный
ПРОГРАММА
ВИКТОР СУМАРОКОВ
«Приношение Босху» (версия для саксофонов и ударных О. Воробьёва)
Ансамбль ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова (руководитель – доцент кафедры «Оркестровые духовые и ударные инструменты» Воробьев О.В.)
в составе:
Мария МУРАШКИНА, саксофон
Мария ЗВЕРЕВА, саксофон
Таисия ШОСТАК, ударные
Мария ГРУХИНА, ударные
Александра БОГРЫЧЕВА, ударные
Олег СОРОЧИНСКИЙ, ударные
НАТАЛЬЯ ПРОКОПЕНКО
«Tristemente» для вокального трио
Вокальное трио «NOĒSIS» в составе:
Екатерина ПАЛАГИНА, меццо-сопрано
Тамара КОТОМЕНКОВА, сопрано
Прасковья КРАСУЛЯ, сопрано
РАЧЬЯ ЕСАЯН
«Die Stille» для альта, виолончели, контрабаса и фортепиано
ВИКТОР ЕКИМОВСКИЙ (1947 – 2024)
«Песни Фраги» (на слова Махтумкули) для голоса и фортепиано
ВИКТОР ЧЕРНЕЛЕВСКИЙ
«Phobos» для фортепиано
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВ
«Паноптикум» для скрипки и фортепиано
АНТОН САФРОНОВ
«Папагено (… последнее искушение)» для 5 инструменталистов (новая редакция)
В. СУМАРОКОВ, «Приношение Босху» (версия для саксофонов и ударных О. Воробьёва)
Сумароков Виктор Юрьевич
В 1978-м окончил Московскуюконсерваторию по классу композиции А.И. Хачатуряна. С 1980 года работал музыкальнымредактором издательств «Композитор», «Классика XXI», «П. Юргенсон»; в настоящее время —
заведующий фортепианной редакцией издательства «Музыка». Член Союза композиторов Россиис 1983 года.По словам композитора А. Вустина, «В. Сумароков по природе именно композитор, чистыймузыкант, работающий преимущественно в сфере камерной музыки… Его музыка очень тонкая,она благородна интонационно, по фактуре, по стилю, в ней есть обаяние и вкус».
Основные сочинения: Дивертисмент для симфонического оркестра; Definitio. Концерт для 4саксофонов, ударных и органа; «Лики прощания». Концерт для скрипки и струнного оркестра; «Поэзия земли». Камерная кантата на стихи У. Блейка, Д. Китса, П.Б. Шелли для солистов икамерного ансамбля; «Приношение Босху», «Миражи», «Песни забытых богов» для камерныхансамблей; Квартет-каприччио для 4 кларнетов; «Инкрустации». Три пьесы для 4 саксофонов; Трипьесы на тему В-А-С-Н для двух кларнетов и бас-кларнета; Sonata digrottesco для скрипки ифортепиано; Партита для фагота соло и магнитофонной записи; музыка к спектаклям,художественным и документальным фильмам.
«Одночастная композиция “Приношение Босху” для ударных, клавесина и виолончели(версия 2024 г. для ударных и саксофонов) была написана в 1996 году по заказуголландского фонда De Link. Сочинение неоднократно исполнялось в Москве, Бельгиии Голландии. Версию для ударных и саксофонов создал лауреат международныхконкурсов, педагог О. В. Воробьев».
В.Ю. Сумароков
Н. ПРОКОПЕНКО, «Tristemente» для вокального трио
Прокопенко Наталья Юрьевна
В 2010 окончила композиторский факультет МГК им. П.И.Чайковского, в 2013 там же - аспирантуру, класс проф. Ю.В.Воронцова.
Лауреат Первого Всероссийского конкурса композиторов YouTube (2010), лауреат IV Международного молодежного композиторского конкурса «Шаг влево» (2011), дипломант II международного конкурса молодых композиторов им. Н.Я. Мясковского (2012), лауреат IV Всероссийского конкурса композиторов AVANTI (2022).
Неоднократно посещала международные курсы, музыка исполнялась на фестивалях в таких городах как Берлин, Нью-Йорк, Дармштадт, Грац, Клигенталь, Тель-Авив, Виго, Фонтенбло и др.
Среди исполнителей - российские и зарубежные ансамбли и оркестры: РНО, "Студия Новой музыки" - Москва, Струнный квартет им. Д.Ойстраха, МАСМ, ГАМ- ансамбль, eNsemble – Санкт-Петербург, EnsembleProtonBern, VertixeSonoraEnsemble – Испания, PhoenixBasel - Швейцария, C-Barre – Франция, SEV – Израиль, Оркестр и хор Тирольского фестиваля Эрл - Австрия, Ансамбль «Россия» им. Л. Зыкиной и др.
В 2017 камерная опера «ИНОЕ» была поставлена на Малой сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Лаборатория «коОПЕРАция», в рамках которой была исполнена опера, была признана «Проектом года-2017» по версии газеты «Музыкальное обозрение».
«Tristemente» для вокального трио на стихи А. Тарковского «Голуби».
«В данном стихотворении в аллегорическом образе голубей реализуется метафора человеческой жизни. Поэтическая картина мира Арсения Тарковского неразрывно связана с осмыслением и выражением идеи времени. Заключительные строки символизируют раздробленное время, обрывки прошлого, воспоминания, скорбь и оплакивание умершего».
Н.Ю. Прокопенко
Р. ЕСАЯН, «Die Stille» для альта, виолончели, контрабаса и фортепиано
Есаян Рачья Романович
Российско-армянский композитор, исполнитель на альте, дирижер, импровизатор.
Одним из первых проводников в мир музыки стал для Рачьи дедушка Грачик Николаевич Есаян – известный исполнитель этнической музыки на аккордеоне, носитель древних традиций армянского фольклора. Как альтист Р. Есаян окончил музыкальный колледж имени Гнесиных (класс Л.Г. Вернигоры), как композитор – МГК им. П.И. Чайковского (класс Ю.В. Воронцова) и там же ассистентуру стажировку (под творческим руководством Ю.В. Воронцова, научным – Т.В. Цареградской). Участвовал в мастер-классах Б. Фернихоу, М. Шпалингера, М. Андре, К. Ланга, А. Бойгера, Ж.-Л. Эрве, Д. Курляндского, Ф. Леру, Ф. Филидеи, С. Невского, О. Бьянки, К. Баукхольт, Ф. Леви, К. Роша, С. Д. Фишера, Х. Черновин и Д. Лефковица. Р. Есаян – лауреат всероссийских и международных композиторских фестивалей и конкурсов, участник творческих лабораторий и международных проектов. Сотрудничает с ансамблями NoName (Нижний Новгород), KYMATIC (Москва), Студия новой музыки (Москва), Московским Ансамблем Современной Музыки и театром «Ла Гол». Музыка Р. Есаяна представлена в аудио-альбомах (Лейблы HrYM, фирма «Мелодия» и Content Haos) и в печатной публикации (квартет «Воскресение Христово» – под издательством Load.CD, ныне – MusicaNeo). В 2006 году основал Камерный оркестр «Grosso», является его художественным руководителем и дирижером.В 2017 г. – совместно с контрабасистом – Д. Храмцовым основал антрепризу импровизаторов «ЧТО». C 2001 года Р. Есаян служит в пятидесятнической церкви в Подольске, а также оказывает содействие в служении общин в других городах.
Эпиграф и комментарий к пьесе для альта, виолончели, контрабаса и фортепиано „dieStille“
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. 8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Исаия 53:7-8
«Die Stille означает «тишину» и «спокойствие». Размышляя о страданиях Иисуса Христа, мы склонны к рассмотрению Его с человеческой, душевной (= эмоциональной) природы, которая нам присуща. В отрывке, приводимом в качестве эпиграфа, открывается духовная сторона, преодолевшая все испытания и ставшая основой нашего спасения. Если мы хотим называться Его последователями, то должны быть готовы к тому же, что происходило с Сыном Божиим, и понимать, что все испытания преодолеваются не душевно, а духовно – в единстве с Ним как с Одержавшим победу».
Р.Р. Есаян
В. ЕКИМОВСКИЙ (1947 – 2024), «Песни Фраги» (на слова Махтумкули) для голоса и фортепиано
Екимовский Виктор Алексеевич
(1947–2024)
Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (1971) по классу композиции А.И. Хачатуряна и истории музыки К.К. Розеншильда, а также аспирантуру Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по специальности «история зарубежной музыки» в классе Г. Т. Филенко (1978). Кандидат искусствоведения (1983), автор многочисленных статей о современной музыке и первой отечественной монографии об О. Мессиане («Советский композитор», 1987).
Многие сочинения композитора написаны по заказам известных исполнителей и коллективов. Это Гарри Спаарнай, Петья Кауфман, Международный ансамбль саксофонов Жан-Мари Лондейкса, Ансамбль «Модерн», ансамбль АСМ. Музыка В. Екимовского звучала на международных фестивалях «Варшавская осень», Загребское биеннале», Frankfurt-FestWienModern (Вена), Almeida (Лондон), в Париже, Цюрихе, Берне, Штутгарте, Берлине, Дуйсбурге, Хельсинки, Милане, а также на отечественных фестивалях «Московская осень», «Альтернатива», «Московский форум» и др.
В начале своего творческого пути, в 70-е, композитор работал в русле авангарда: от ортодоксальных технологических изысканий – додекафонная «Композиция 2» для фортепианного квартета, сериальная «Композиция 7» для струнного квартета, алеаторические Sublimations для оркестра; до различного рода эпатирующих публику экспериментов – коллажи в оркестровых «Лирических отступлениях», инструментальный театр в Balletto для дирижера, «игра в стили» в «Бранденбургском концерте» для камерного оркестра.
В 1980 годы музыка В. Екимовского принимает более строгие черты, близкие концептуалистскому типу мышления, правда, как правило, смешанному с разными постмодернистскими направлениями: китчем – «Прощание» для фортепиано, минимализмом – «Мандала» для 9 исполнителей, графической музыкой – «В созвездии Гончих Псов» для трех флейт.
В 1990 годы творчество композитора по своим идеям, стилистике, технике, аллюзиям приобрело неоромантическую окраску. Это «Лунная соната» для фортепиано, «Симфонические танцы» для фортепиано с оркестром, пьесы для клавесина LaFavorite – LaNonFavorite, «27 разрушений» для ансамбля ударных, «Зеркало Авиценны» для 14 исполнителей, наконец, цикл из трех сочинений для различных инструментальных ансамблей «Лебединые песни».
С 1996 года В. Екимовский возглавлял Ассоциацию Современной Музыки, являлся секретарем Союза композиторов РФ и членом Правления Союза композиторов Москвы. Входил в организационный комитет фестиваля «Московская осень».
В XXI веке его творчество отмечено рядом сочинений с идеей синтеза всевозможных технологических и стилистических средств – камерные ансамбли «Бирюльки», «Безумные песни», «Девятый вал», симфонические опусы Attaleaprinceps, «Аленький цветочек» и последняя на сегодняшнее время монументальная «Девятая симфония».
«Песни Фраги», вокальный цикл на стихи Махтумкули для тенора (баритона) и фортепиано (1980)
«1981 год ЮНЕСКО объявило годом Фраги Махтумкули. Друзья-туркмены подарили мне книжечку стихов своего великого поэта в переводах Арсения Тарковского. После ознакомления с философско-лирической поэзией Махтумкули я и написал вокальный цикл для мужского голоса с лёгким налётом восточного колорита из пяти частей:
- Жестокие судьбы
- Мгновение
- Луна
- Рука мира
- Певец»
В.А. Екимовский
В. ЧЕРНЕЛЕВСКИЙ, «Phobos» для фортепиано
Чернелевский Виктор Юрьевич
Музыкальное образование получил в Московской Консерватории как пианист (класс проф. В.К.Мержанова) и как композитор (класс проф. А.С.Лемана). В 1989 г. окончил ассистентуру-стажировку Российской Академии музыки им. Гнесиных (фортепиано) под руководством Л.Б.Булатовой.
Как солист и ансамблист В.Чернелевский с успехом выступал во многих городах России и за рубежом, принимал участие в международных музыкальных фестивалях (Bourglinster 2001 - Люксембург; Festival Internacional LogoMusica 2004 - Порто, Португалия; «Московская осень»). Произведения Виктора Чернелевского неоднократно звучали на фестивале «Московская осень», других фестивалях и концертах в исполнении выдающихся музыкантов и коллективов: Р.Замуруева, А.Загоринского, Е. Петрова, И.Стачинской, симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», камерного оркестра «Времена года» под управлением В. Булахова.
Среди сочинений: сонаты для фортепиано, скрипки и фортепиано, кларнета соло, «Фантазия - экспромт» для фортепиано, «Эскиз автопортрета» для струнного трио, «…etomniavanitas» для флейты, валторны, фортепиано, треугольника и струнного оркестра, «Suumcuiqueplacet»,«Z-capriccio» (посвящение Р.Замуруеву) для скрипки и фортепиано, «Semperidem» для симфонического оркестра, «Scherzolacrimoso» для флейты, клавесина, фортепиано, литавр и треугольника, «Ноктюрн», «Баллада», “Речитатив, песня и наигрыш» для виолончели и фортепиано.
«“Phobos” для фортепиано соло написан в 2024 году. Фобос (Страх) – в древнегреческой мифологии – сынАреса(бога войны) иАфродиты (богини любви и красоты). И также родной брат Гармонии, богини согласия. Такие разные дети! Не всегда слияние противоположностей приводит к гармонии…
“А я вам скажу, что любовь отнюдь не самая сильная из страстей. Страх – вот сильнейшая страсть человека…”. (Р.Л.Стивенсон, “Клуб самоубийц”).
Однако, конечно, моё сочинение не программное в буквальном смысле. Название неожиданно пришло, когда пьеса была почти закончена. И, как мне кажется, не случайно».
В.Ю. Чернелевский
В. НИКОЛАЕВ, «Паноптикум» для скрипки и фортепиано
Николаев Владимир Аркадьевич
В 1981 окончил Гнесинский институт по классу композиции у А.Г.Чугаева. В 1985 завершил курс ассистентуры-стажировки Московской консерватории. С 1983 г. член Союза композиторов России.В 1991 году стал лауреатом IV премии на международном конкурсе им. В.Лютославского в Варшаве. В 1992 удостоен I премии Мемориального фонда им. Лили Буланже (Бостон). Обладатель специального приза «Хрустальный ластик» на конкурсе «Пифийские игры» (Санкт-Петербург, 2009).
Композитор работает в жанрах камерно-симфонической, электроакустической музыки, в сфере мультимедиа, инструментального театра. Ряд сочинений написаны для фольклорных ансамблей, рок-групп. Автор музыки более чем к 20 театральным спектаклям, к ряду игровых, документальных, мультипликационных, арт-хаус фильмов, к телевизионным, в том числе детским передачам.
Автор музыки к хореографическому спектаклю "Золото нартов", поставленному на Новой сцене Большого театра (2003). В сотрудничестве с дирижером Т. Курентзисом были написаны и исполнены Sanctus для хора с оркестром (2008), балет «Геревень» (2012), «Сквозь разбитые стекла» для рок-группы с оркестром (2013). В рамках фестиваля «Территория» под руководством дирижера В. Юровского была исполнена композиция «Фантомы» для оркестра. В содружестве с продюсером П. Каплевичем написана опера «Рабочий и колхозница», премьера которой состоялась в Концертном зале «Зарядье» (2018).
Автор музыки к мультимедийным проектам "Птицы сна", "Путешествие квадратика", участник проектов Института Про Арте "Пифийские игры". Автор композиции "The Sinewaveland" (HomagetoJimiHendrix), написанного по заказу симфонического оркестра Сиэтла. Участник Варшавской осени-2005 («vnik-tonexperience»), фестивалей современной российской музыки в Сиэтле, Cан-Франциско, Вене и других городах мира, международных московских фестивалей: "Московская осень", "Альтернатива", "Московский форум", "Территория", "Дягилевские сезоны", «Другое пространство».
Участник коллективных проектов: "Страсти по Матфею-2000", опера "Царь Демьян", балет "Полифем", "Реквием без границ".
В. Николаев сотрудничал с режиссером Ю. Любимовым (спектакль «Квадратные круги»), певицей В. Пономаревой (Moltoespressivo, «Ночные песни Валентины», «Жираф»), с режиссером И.Эйпельбаумом (спектакли «Полифем», опера «Лебединое озеро» и др.), с Ансамблем Д. Покровского «Улари-удила», «Игрища», «Парасказ»).
В последнее десятилетие композитором написано много сочинений для Ансамбля гусляров КУПИНА. В их числе композиции с участием хора, оркестра и камерных ансамблей различных составов. Наиболее крупные из них – «Свиток земных радостей», Три хора на стихи Д. Хармса, «Неверлэнд» для гуслей, фортепиано и камерного оркестра.
«Паноптикум» для скрипки и фортепиано (2023)
«Название "Паноптикум" отражает сразу несколько идей:
– Восковые фигуры неподвижны и одновременно вроде, как не совсем. Если на них долго смотреть, то кажется, что их прототипы оживают... Музыка как будто неподвижна, но вместе с тем что-то в ней происходит, что-то в ней живет...
– Соседство рядом персонажей разных характеров, из разных эпох... находит свое отражение:скрипка и фортепиано существуют, какбы отдельно друг от друга, в разном времени, темпе, образы в их музыке не соприкасаются...
– И наконец слово Паноптикум несет еще один смысл, напоминая нам об абсурдности происходящего вокруг нас».
В.А. Николаев
А. САФРОНОВ, «Папагено (... последнее искушение)» для 5 инструменталистов (новая редакция)
Сафронов Антон Евгеньевич
Окончил Московскую консерваторию у Э.В. Денисова, стажировался у В. Рима в Карлсруэ и у В. Циммермана в Берлине (Германия). Победитель Международного конкурса композиторов в Безансоне (Франция, 1997), I Международного конкурса молодых композиторов имени П. И. Юргенсона (Москва, 2001). Участник Всемирных дней Международного общества современной музыки (2006), Года России во Франции (2010) и в Германии (2013). Стипендиат Союза Московских Композиторов, Берлинского Сената по культуре, Академии Вилла Массимо в Риме, Академии Солитюд в Штутгарте. Автор эссе о музыке (публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», «Трибуна современной музыки»). Инициатор и организатор музыкальных проектов, в т. ч. «Россия – Европа: Окна в современную музыку» с МАСМ (2009–2011), «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» (2012-2013), композитор в резиденции фестиваля «Ajassa!» (Хельсинки, 2010) и проекта NeoQuartet «Балтийский спектр новой музыки» (2016). Выступает с мастер-классами в России и за рубежом.
Среди исполнителей его сочинений – Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Светланова, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр Берлинского радио, Национальный оркестр Лилля (Франция), Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), ГАМ-Ансамбль, Студия новой музыки, Ансамбль Марка Пекарского (Москва), eNsemble (Санкт-Петербург), Лаборатория новой музыки (Новосибирск), Лондонская симфониетта, ASKO / Schoenberg Ensemble (Амстердам), Ensemble Modern (Франкфурт), Ensemble Scharoun и Ensemble UnitedBerlin (Берлин), der/gelbe/klang (Мюнхен), Ensemble SurPlus (Фрайбург), NeueVocalsolisten (Штутгарт), Ensemble Divertimento (Милан), Sonar-Quartett (Берлин), NeoQuartet (Гданьск), Quadra (Рига), Ансамбль Игеру (Алма-Ата), дирижеры В. Юровский, А. Борейко, Т. Курентзис, Ф. Леднёв, Р. де Леу, К.Тринкс, М. Пинчер. Помимо собственных сочинений, Антон Сафронов – автор «гипотетических реконструкций» неоконченных или утраченных произведений Моцарта и Шуберта, звучавших в исполнении Российского национального оркестра (РНО), Оркестра Эпохи просвещения (Лондон), MusicAeterna (Новосибирск / Пермь), Бельгийского национального оркестра, Государственного оркестра Дармштадта (Германия) и др.
Композитор о своём творчестве: «Для меня сочинение музыки – постоянный поиск высказывания, который диктуется всякий раз по-своему, от сочинения к сочинению. Возможность „быть современным“ заключается для меня не в зависимости от стилевых штампов сегодняшней музыки, а, напротив, начинается там, где они преодолеваются».
«Папагено (…последнее искушение)»,версия для 5 инструменталистов (2006/2024)
«Для меня образ Папагено из “Волшебной флейты” — воплощение условно-сказочного и, одновременно, глубоко человеческого начала. Из-под детской шутливой маски человека-птицы проявляется личность из плоти и крови, страданий и страстей. Мы начинаем понимать его лишь постепенно, под воздействием испытаний и искушений, которые выпадают на долю этого героя по ходу действия. Последнее и решающее испытание — возможно, самое трудное, с которым может столкнуться человек, способный мыслить и чувствовать. Это отчаяние и соблазн самоуничтожения — всё то, что проявляется лишь под конец и так резко контрастирует с привычной маской, скрывающей ранимость и уязвимость. Именно в этот момент образ Папагено вызывает у нас самое глубокое сочувствие, представляется нам наиболее понятным и трогательным…»
А.Е. Сафронов