«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

 

 

11 октября 19:00

Московский Дом композиторов

(Брюсов пер., 8-10с2)

Вход свободный

ПРОГРАММА

ИГОРЬ ХОЛОПОВ
«В поисках солнечного ветра»
— сюита для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано в 3 частях

Лауреаты международных конкурсов
Игорь ДОНЦОВ, флейта
Марат АВАНЕСЯН, кларнет
Кирилл КИСЕЛЕВ, скрипка
Антон ТХАЙ, виолончель
Наталья БОГДАНОВА, фортепиано

ЯРОСЛАВ СУДЗИЛОВСКИЙ
«Том Ктокакрок» для виолончели соло

Ярослав СУДЗИЛОВСКИЙ, виолончель

ЕКАТЕРИНА КАРПЕНКО
«В ритме дыхания Вселенной…», квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано

Лауреаты международных конкурсов
Игорь ДОНЦОВ, флейта
Марат АВАНЕСЯН, кларнет
Кирилл КИСЕЛЕВ, скрипка
Антон ТХАЙ, виолончель
Наталья БОГДАНОВА, фортепиано

ОЛЬГА ОЗЕРСКАЯ
«Космическое путешествие» для кларнета соло

Лауреат международных конкурсов
Евгений Федорков, кларнет

CЕРГЕЙ ЖУКОВ
«Трансформы замкнутого пространства», сценическая композиция для флейты соло

Лауреат международных конкурсов,
Солистка ансамбля «Студия новой музыки»
Марина РУБИНШТЕЙН, флейта

БОРИС ФРАНКШТЕЙН
«Сила созиданья» для органа, скрипки и флейты

Заслуженный артист РФ
Алексей СЕМЕНОВ, орган

Лауреаты международных конкурсов
Евгения ЛИСИЦКАЯ, скрипка
Елена ИСАЕВА, флейта

ИРИНА ДУБКОВА
«Ветер принёс издалека…» для квартета флейт

Лауреат Международных конкурсов
Квартет флейт «СИРИНКС» в составе:
Святослав ГОЛУБЕНКО
Ирина ЕЛЕНЕВСКАЯ
Мария УРЫБИНА
Евгения ЯРОСЛАВЦЕВА
 

2
3
И. ДУБКОВА, «Ветер принёс издалека…» для квартета флейт


Дубкова Ирина Анатольевна

Композитор, педагог, пианистка, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов России, член Международного музыкального общества женщин органистов, член Международной академии современных искусств. Лауреат Всесоюзных (4) и Международных (9) конкурсов.

Спектр творческих интересов широк и разнообразен: сочинения для большого симфонического оркестра (пять симфоний), Фортепианный концерт и произведения для музыкального театра (балет «Данко»), для вокальных и инструментальных ансамблей, различных солирующих инструментов, хоровая музыка (пять хоровых концертов и кантата), композиции для детей.

Сочинения Дубковой регулярно звучат на различных концертах и фестивалях как в России, так и за рубежом: в Австрии, Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Эстонии, Ю. Корее. В 2014 году состоялась премьера музыки И. Дубковой в Карнеги-холле.

Композитор активно сотрудничает не только со многими известными исполнителями современной музыки, но и с молодыми музыкантами. Ее сочинения входят в педагогический репертуар учащихся музыкальных училищ, студентов и аспирантов консерваторий.

И.А. Дубкова постоянно проводит мастер-классы как в России, так и за рубежом. Ведет занятия в Летней и Зимней школах Московской консерватории, а также в образовательном центре поддержки одарённых детей в России «Сириус».

«Ветер принёс издалёка…» для квартета флейт (2024)

Сюита, написанная специально для квартета флейт «Сиринкс» в пяти частях:

  1. «Тучкины штучки» (по мотивам стихотворения В.В. Маяковского)
  2. «Ветер принёс издалёка»
  3. «Ожидание праздника»
  4. «Звёзды зажигаются»
  5. «Отзвуки»

2
3
О. ОЗЕРСКАЯ, «Космическое путешествие» для кларнета соло


Озерская Ольга Валерьевна

В 2008 окончила композиторский факультет МГК им.П.И.Чайковского в классе профессора Ю.В. Воронцова, в 2012 – аспирантуру МГК у него же, в 2013 ПВШ (Преподаватель Высшей Школы) в рамках обучения в аспирантуре МГК. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов по композиции, член Союза композиторов РФ и Союза московских композиторов, также член АСМ в Союзе московских композиторов, постоянный участник фестивалей современной академической музыки, в том числе: «Московская осень», фестиваль им. А.Петрова, Всероссийский фестиваль молодых музыкантов им. А. Эшпая, «Творческие пересечения», «СТАМ», «Пять вечеров» и др.

Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных, хоровых, фортепианных и органных произведений. Её сочинения исполняются такими коллективами как «Студия Новой музыки», «Санкт-Петербургский академический симфонический оркестр», Симфоническийоркестр Москвы «Русскаяфилармония», «Ансамбль ударных инструментов Пекарского», Симфонический оркестр радио «Орфей», Камерный оркестр Дагестанской филармонии, а также дирижёры А. Титов, М.Пекарский, И. Дронов, Ф. Кадена, З. Абдуллаева, М. Емельянычев; солисты, О. Гречко, О. Петрова, И. Бушуев, О. Танцов, Е. Варавко, С. Малышев, Е. Кошкина, О. Галочкина, Н. Черкасова, М. Хаба, М. Черепанова.

Как музыковед Озерская является автором ряда статей в профильных изданиях, монографии «Ю.В. Воронцов. Эстетические взгляды и музыкальная композиция».

Среди сочинений:«В горах»для трио (2008); «Пробуждение»для симфонического оркестра (2010); «Scirocco» для квинтета; «Космические глубины, Сны»для скрипки и органа» (2013); «Зарисовки»для струнного квартета (2013); «Галактики»для 14 исполнителей (2014»); «Дыхание»для 2-х скрипок и альта (2015); «Заклинание»для ударных (2016»); «Ледяные узоры» для квинтета (2018); «Deja-vu» для симфонического оркестра (2019»); «Орнаменты» для квартета (2020); «Четвёртое измерение» для секстета (2022); «Пение птиц» для камерного ансамбля (2022).

“Космическое путешествие” для кларнета соло

«Пьеса написана в рамках программы Союза композиторов России по заказу лауреата международных конкурсов Евгения Федоркова.Космическая тематика и ранеедовольно часто привлекала мое внимание. Уже были написаны такиесочинения как “Космические глубины”, “Свет звёзд, «Галактики” и др.Произведение содержит 3 части: “Космические призвуки”, “Воспоминание олете на Земле”, “Космический пейзаж”. В крайних частях циклаиспользованы разнообразные современные приёмы игры на кларнете, всредней же части имеется вполне запоминающаяся элегическая мелодия.Думается, она здесь нужна, так как тут рефлексия, ностальгия по роднойпланете Земля, что видно из названия».

О.В. Озерская

2
3
Я. СУДЗИЛОВСКИЙ, «Том Ктокакрок» для виолончели соло


Судзиловский Ярослав Сергеевич

Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру по двум специальностям: виолончель (класс Н. Н. Шаховской, 2001) и композиция (класс К.С. Хачатуряна, 2006).Основатель и председатель Молодежного отделения Союза композиторов РФ (2009), председатель Международной Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза (2019).Секретарь Союза композиторов РФ (2015), Член совета Российского музыкального союза (2016), Член совета Союза композиторов РФ (2017), создатель и председатель Белорусско-Российской ассоциации современной музыки (БРАСМ) (2017).

Основатель и художественный руководитель Международного «МолОт-фестиваля» (с 2012). Лауреат международных конкурсов: (им. Д. Шостаковича, 2006); Biennale (Вена, 2004), в Варшаве (2003).

Сочинения Я. Судзиловского исполняются в Московской государственной консерватории, «Миллиенариш» (Будапешт), «Мьюзикферайн» (Вена), «Орлиное Гнездо» (Бавария, Берхтесгаден), в Московском Доме музыки, «Альберт-Холл» (Лондон), Большом концертном зале им. С. Сайдашева (Казань), Новосибирской государственной филармонии, государственной филармонии Республики Саха (Якутия) и других.

Участник фестивалей: «Московская осень», «Европа-Азия» (Казань), «Урал.Опера.Балет - фест» (Екатеринбург), «Панорама музыки России», «Пифийские Игры» (Санкт-Петербург), участник проекта «Россия глазами европейцев, Европа глазами россиян» при поддержке ЕС и ЮНЕСКО, «Московские звезды», «Биеннале современного искусства» в Загребе (Хорватия), Международного экономического форума в Берхтесгадене (Бавария), Московского Международного кинофестиваля, Кинофестиваля «Окно в Европу» (Выборг), фестиваля современного искусства «Диалог-Вроцлав» (Польша), Будапештского фестиваля современного искусства (Венгрия), Международной Книжной ярмарки в Будапеште (Венгрия), фестиваля «неоклассической школы в Стокгольме»( Швеция) и других.

Автор ряда научных статей, а также учебных и методических пособий: по инструментовке для симфонического оркестра (2010), по современной композиции (2011), альтернативному использованию инструментов на примере струнно-щипковых arco (2015).

Среди сочинений: «Гефсиманский сад»;«Дыхание Земли» (2004); «Божество», мистерия для большого симфонического оркестра и хора чтецов» (2006); «XXL», музыка non-stop для большого симфонического оркестра (2007); «Illuminator» («Несущий Свет»), мистерия для большого симфонического оркестра, оркестров подготовленных струнных, оркестра кырыымп, хора, трех солистов-контртеноров, двенадцати туб, четырёх карнаев соло, трёх зурначи и двенадцати там-тамов (2010); оперы «Домик в Коломне» (по А. С. Пушкину), «Тамбовская казначейша» (по М. Ю. Лермонтову, 2005); «HarmoniaСaelestis» («Небесная гармония Духа»), опера по произведениям Петера Эстерхази (2008), «Анри» (2009), «Крокодил», комическая фильм-опера по одноимённому рассказу Ф. М. Достоевского (2010); квартеты, вокальные и инструментальные ансамбли, хоровые композиции, музыка к спектаклям и кино.

«Том Ктокакрок» для виолончели соло

«Это пьеса о Томасе Скелтоне - “глупце Томе”: известном шуте XVI века при дворе английских герцогов, который убивал всех, кто не нравился господину своему. В лице Тома профессия шута стала чем-то средним между шпионом, преданным хозяину серийным убийцей и колдуном- заговорщиком, сидящем под дубом и отправляющим путников, в зависимости от своего настроения, или верным путем, или на погибель в лес. Также Том вошел в историю и как музыкант-сочинитель торжественных пьес для своего господина. В XVI веке практически повсеместно в Европе трансформируется статус шута при дворах Англии, Франции, Швеции, других стран Европыи у нас при Иване Грозном. И Томас Скелтон, и русские скоморохи и кудесники делали одно и то же: от сочинения музыки до магии и заговоров, ведь шут - “глупец, дурак” - поэтому что с него взять? А он берет с дороги горсть земли, и перебрасывает его через плечо с заговором, и путник обречен на погибель, ежели шуту или скомороху не люб».

Я.С. Судзиловский

2
3
Б. ФРАНКШТЕЙН, «Сила созиданья» для органа, скрипки и флейты


Франкштейн Борис Семенович
Заслуженный артист РФ

Окончил Московскую консерваторию по двум отделениям (фортепианный и композиторский) в 1973 году. Работает во всех жанрах.

Создано: 10 опер, 3 ремикса, 8 симфоний, около 30 больших вокально-симфонических сочинений, в том числе ораториального жанра. Один из излюбленных жанров – вокальные циклы, в том числе для голоса с инструментальным ансамблем. 2 фортепьянных концерта: первый – трехчастный, второй – пятичастный с солистом (бас) и вокальным ансамблем (басы). Разнообразные инструментальные опусы, в том числе сонаты и концерты.

«Сила созиданья» для органа, скрипки и флейты

«“Сила созиданья” имеет особый драматургический замысел – первое построение не заканчивается целостной структурой. На своем пути имеет препятствие. Вторая попытка целостного построения также обретает неудачу, и этот момент кризиса приводит к революционным изменениям (раздел разработка) и обретением нового светлого целостного. Очень важно при объявлении сочинения прочесть следующий эпиграф:

“Созидание – внутренний процесс, с помощью которого человек познает себя, окружающий мир и находит новые идеи и решения для творческого изменения реальности”. Из Google»

Б.С. Франкштейн

2
3
C. ЖУКОВ, «Трансформы замкнутого пространства», сценическая композиция для флейты соло


Жуков Сергей Викторович
Композитор, Заслуженный деятель искусств РФ.

Выпускник Московской консерватории по классу композиции у профессора М.И. Чулаки (у него же аспирантура, 1980). Участник многих всесоюзных, всероссийских и международных фестивалей новой музыки, в том числе Международного фестиваля современной музыки «Московская Осень», на котором, начиная с 1982 года, было исполнено большинство его симфонических и камерных сочинений. Выступал с авторскими концертами в России, Европе и США. Участвовал в работе Всесоюзной комиссии хоровой и кантатно-ораториальной музыки Союза композиторов СССР, возглавляемой Г.В. Свиридовым. Преподавал на кафедре инструментовки в Московской государственной консерватории. С 2002 года С.В. Жуков член Правления Союза московских композиторов, входит в состав приемной комиссии, а также в состав оргкомитета фестиваля «Московская Осень». С 2023 года - председатель Правления Союза московских композиторов.

Работает практически во всех жанрах. Композитором созданы балеты, симфонии, инструментальные концерты, оратория, мюзикл, камерная инструментальная и вокальная музыка, сочинения для хора, музыка для театра и кино, мультимедийные проекты. Его произведения пользуются большим вниманием исполнителей в силу присущей автору склонности к поиску новых выразительных форм на самых разных уровнях воплощения замысла, будь то соединение электромузыкальных и акустических инструментов, развитие идей инструментального театра или ставший вновь актуальным синтез искусств. В 2002 году по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение», как автор цикла инструментальных концертов «Silentium», «Гефсиманская ночь», «День Ангела» С. Жуков был назван «Композитором года».

Среди сочинений: балеты «Солярис», «Жребий Немезиды», «Бессонница», «Фатум» («Демон»); оркестровые сочинения: «Поэма» для скрипки с оркестром памяти Д.Д. Шостаковича, «Хореографические картины» для оркестра по повести Н.В. Гоголя «Вий», три симфонии, Концерт для оркестра и солирующих ударных, Концерт-Партес для струнного оркестра, «Дифирамб» для симфонического оркестра;«День ангела», концерт для скрипки с оркестром;«Silentium», концерт для фортепиано с оркестром; «Alleluja» для скрипки и струнного оркестра; канатно-ораториальные произведения, хоровая, камерно-инструментальная и вокальная музыка, мюзикл, музыка для драматических спектаклей и фильмов.

«Трансформы замкнутого пространства»для флейты соло

«Для исполнения сочинения необходимо поставить на сцене четыре пульта – A, B, C, D, как показано на рисунке, обозначив ими стороны квадрата – своеобразного «замкнутого пространства», размером сторон от 2 до 2,5 метров.

Исполнитель начинает играть за сценой (или за пределами зрительного зала), после чего, через 10–12 секунд, появившись на сцене (в зале), он продолжает играть, двигаясь по направлению к квадрату. Обойдя его по внешнему кругу по часовой стрелке, он останавливается у точки 1, исполняя цифру 1 Вступления. затем, продолжая играть материал Вступления, приближается к точке 2 и исполняет цифру 2. Далее – к точке 3, исполняя цифру 3, входит во внутреннее пространство квадрата.

Проходя от пульта к пульту по часовой стрелке, по схеме, обозначенной на рисунке, исполнитель проходит пульты A, B, C, D, последовательно исполняя все разделы, указанные в партитуре. По мере приближения к разделам IV, V, VI, движение внутри квадрата ускоряется. Далее следует раздел VII-Вращение. На этом музыкальном материале исполнитель совершает 3–4 вращения внутри квадрата, после чего, резко остановившись перед пультом А, спиной к зрительному залу, свершает, как бы, своеобразный ритуал, разнимая флейту на две составные части, и, медленно подняв над головой её основную часть – трубку, опускает её на пульт А.

Продолжая импровизированно играть на головке флейты, исполнитель выходит из внутреннего пространства квадрата через точку 4, обходит его по наружной стороне, спускается в зал, и, продолжая играть, покидает его».

С.В. Жуков

2
3
Е. КАРПЕНКО, «В ритме дыхания Вселенной…», квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано


Карпенко Екатерина Ивановна

Окончила Луганское музыкальное училище, затем в 2002 году – Луганский государственный институт культуры и искусств по специальности «композиция». Там же завершила курс магистратуры. С 2004 по 2014 работала руководителем музыкальной части Луганского областного академического театра кукол. Создавала музыку к спектаклям: «Милая Шура», «Кроткая», «Оскар и Розовая дама», «Счастливый Ганс», «У ковчега в восемь», « По зеленым холмам океана», «Синяя птица», «Лiсова пiсня», «Нехочуха». В 2007 стала членом Национального Союза композиторов Украины.С 2014 года живет в России, с 2018г. – в Москве.Неоднократно принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Пять вечеров». Лауреат композиторских конкурсов: «Аванти» (2018), «Эмоция» (2022), «Чайковский – наследие» (2017), «Романтизм. Истоки и горизонты» (Москва, Кипр, 2018 – 2019), «Молодая классика» (2018, 2020, 2022), «Крейцерова соната» (2018), конкурса на лучшее сочинение для симфонического оркестра Челябинской филармонии (2018), конкурс на лучшее сочинение для камерного оркестра Казанского камерного оркестра Laprimavera (2018), сочинение «Узоры на воде», конкурс на лучшее сочинение для ОРНИ (Саратов, 2022), «Искусство сегодня» (2023), «Весенние проталины» (2023), конкурс им.С.Прокофьева (2018, 2020), конкурс им.И. Дунаевского (2018, 2019, 2023), «Хоровая лаборатория» (2018, 2019, 2023) и других.

«Основные сочинения: 10 симфоний, балет «Мастер и Маргарита», оперы «Оскар и Розовая дама», «Письмо из седьмого мира», Концерт для тубы и симфонического оркестра «Глас гнева и скорби», Концерт для гобоя с оркестром «Вещий зов», Скрипичный концерт, Альтовый концерт, камерные сочинения: «Плач у подножья заката», «Фуга смерти», «Два голоса», «…из дождя…», «Confluents», симфограмма «Война и мир», хоровые и вокальные сочинения, музыка к спектаклям, фильмам.

Сочинения Е.И. Карпенко исполняли: Студия Новой музыки (Москва), ГАМ ансамбль (Москва), камерный оркестр Московской областной филармонии, Губернский симфонический оркестр Санкт-Петербурга, Симфонический оркестр Челябинской областной филармонии, камерный оркестр Laprimavera (Казань, дирижер Рустем Юнусов), Симфонический оркестр Министерства Обороны России (дирижер Сергей Дурыгин).

В 2018 году прошла стажировку в МГК им.П.И.Чайковского у Т.А.Чудовой, курсы повышения квалификации у проф. Ю.В. Воронцова.

В 2021 году окончила ФПК в МГК на кафедре сочинения у Т.А.Чудовой.

Е.И. Карпенко «В ритме дыхания вселенной», квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано

«Отклик на происходящее во вселенной: ритм и аритмия, соразмерность и хаос, тьма и свет, вспыхивающие и гаснущие небесные тела…Сочинение носит не описательный, а, скорее, чувственный характер, это размышления, впечатления, мысли… Можно охарактеризовать как “импрессия космоса”».

Е.И. Карпенко

2
3
И. ХОЛОПОВ, «В поисках солнечного ветра» - сюита для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано в 3 частях: «Ледяной путь», «Северное сияние», «Метель»


Холопов Игорь Андреевич

Окончил Институт им. М.М.Ипполитова-Иванова (класс сочинения Е. И. Подгайца, оркестровки И.М. Кадомцева). Лауреат международного композиторского конкурса им. А. Дворжака (Прага, 2011), Всероссийского конкурса симфонической музыки «Партитура» (номинация «Крупная форма», 2021) и других конкурсов.Член Правления Союза московских композиторов, преподаватель Института им. Ипполитова-Иванова. Произведения и оркестровки И.А.Холопова исполняют дирижёры В. Спиваков, А. Кашаев, К. Хватынец, В. Булахов, С. Скрипка, А. Гиндин, Г. Ринкявичюс, солисты Л. Амбарцумян, Г. Муржа, Е. Румянцев, А. Курбатов, А. Скиба, Н. Кожин, М. Власова.

Среди сочинений: оперы «Урок» (2014), «Басни Крылова, или Звероопера» (в репертуаре Детского музыкального театр им. Н.И. Сац, 2019), «Путешествие Голубой стрелы» (Лаборатория "КоOPERAция", концертный зал "Зарядье", 2019), симфонической, камерной и хоровой музыки, музыки для кино.

«В поисках солнечного ветра» - сюита для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано в 3 частях:
«Ледяной путь», «Северное сияние», «Метель»

В трёх частях, написан в 2023-2024 годах. В сочинении используются мелодии народов севера России.