«Биомеханизмы»
Центр электроакустической музыки Московской консерватории (ЦЭАМ)
10 октября 19:00
Московский Дом композиторов
(Брюсов пер., 8-10с2)
АНСАМБЛЬ «CEAM Artists»:
Глеб ХОХЛОВ, скрипка
Александр МАЛОМОЖНОВ, скрипка
Эмиль САЛАРИДЗЕ, альт
Игнат КРАСИКОВ, бас-кларнет
Феодосия МИРОНОВА, фортепиано
Венедикт ПЕУНОВ, баян
Юлия МИГУНОВА, виолончель
Никита МОРОЗОВ, гитара
Алена ВЕРИН-ГАЛИЦКАЯ, голос
Евсевий ЗУБКОВ, ударные, перформер
Мария КОРЯКИНА, перформер
Николай ПОПОВ, электроника
Илья КОВАЛЬСКИЙ, электроника
Ильнур ГАБИДУЛЛИН, звук
Игорь ПАВЛОВ, свет
Александр ПЕТТАЙ, видео
Александр БЕДИН, программирование
При поддержке Московской государственной консерватории и Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ)
Вход свободный
ПРОГРАММА
АЛЕКСЕЙ СЫСОЕВ
«MY GARDENS» для виолончели, tape, света и видео
ЕКАТЕРИНА ХМЕЛЕВСКАЯ
«Уроки английского» для баяна и электроники
АЛЕКСЕЙ НАДЖАРОВ
«Disconnect» для фортепиано, электрогитары, электроники и видео
ОЛЬГА БОЧИХИНА
«Акустико-пространственные миражи. Сад» для виолончели, баяна, фортепиано, перформеров и электроники
ВЛАДИМИР ГОРЛИНСКИЙ
«Accent sequence» для рояля и электроники
АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ
«Лебедь сдох» для патча Pure Date, клавиатуры и света
НИКОЛАЙ ПОПОВ
«Квадратура круга» для электрогитары, квартета, электроники и видео
CEAM Artists выступят с перформативной программой в Большом зале Московского Дома композиторов. Это первая коллаборация ансамбля и инженеров Центра с «Московской осенью» — одним из старейших фестивалей современной музыки. В программу концерта вошли произведения ведущих российских композиторов, работающих в области электроакустики и мультимедиа. CEAM Artists исполнят пьесы Ольги Бочихиной, Владимира Горлинского, Романа Пархоменко, Николая Попова, Антона Светличного, Алексея Сысоева и Екатерины Хмелевской.
Электроакустика и мультимедиа — динамично развивающиеся музыкальные направления. Здесь стирается граница между разными видами искусств, и поэтому композиторы активно включаются в коллаборации с художниками и инженерами, музыкантами и перформерами. В таких сочинениях большую роль приобретает взаимодействие с технологиями: изобретение новых инструментов или устройств, сочетание акустических звуков с электронными, работа с видео и светом, создание перформативных пьес и интерактивных объектов.
На концерте «Биомеханизмы» будут исполняться пьесы для ансамблей и солистов. В каждой из них можно увидеть разные подходы к работе с музыкальными инструментами. Здесь будут использоваться старинные инструменты, например клавесин, и классические — виолончель или рояль, а также их электронные аналоги (миди-клавиатура) и авторские объекты или устройства. Композиторы ставят и новые задачи для исполнителей: во многих произведениях CEAM Artists выступят как перформеры.
CEAM Artists переосмысляют формат классических концертов. К каждому из выступлений создается свое визуальное оформление: световая партитура и живая видеосъемка, позволяющие увидеть все процессы, происходящие на сцене. Сочинения программ создают единое целое благодаря продуманной сценографии. Исполнения пьес предваряются комментариями голосового помощника, позволяющими лучше понять специфику сочинений и авторских стилей.
А. СЫСОЕВ, «MY GARDENS» для виолончели, tape, света и видео
Сысоев Алексей Юрьевич
Окончил Московский колледж импровизационной музыки, концертировал как джазовый пианист. В 2008 завершил курс обучения в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, затем в 2011 – в аспирантуре (класс Т.А. Чудовой). Кандидат искусствоведения («Феномен свободной импровизации в музыке XXвека», 2013).
Среди исполнителей сочинений композитора Московский ансамбль современной музыки, N’Cagedensemble, «Студия новой музыки», IntradaVocal Ensemble, Questa Musica, eNsemble, NoName, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, XX век, FX StringQuartet, NostriTemporis, Ereprijs, AmstelQuartet, SlovenskiTolkalniProjekt, BL!NDMAN, BelgradePercussionists, Ensemble This, Ensemble That, Phoenix Basel, Ensemble 2e2m,“Klangforum Wien” (Австрия) и другие. Композиции Сысоева в репертуаре таких артистов, как Юрий Фаворин, Винсент Бушо, Бас Вигерс, Наталья Пшеничникова, Филипп Чижевский, Фёдор Леднёв, Дмитрий Щёлкин, Сергей Полтавский, Иван Бушуев и др.
Ведет активную деятельность музыканта-импровизатора. Он сотрудничал с такими музыкантами, как Владимир Тарасов (Литва), Sachiko M (Япония), ToshimaruNakamura (Япония), BorisBaltschun и The PitchQuartet, BurkhardBeins, AndreaNeumann, BorisBaltschun, LizAllbee (Германия) и другими.
Фестивали, на которых звучат произведения композитора: "Московская осень", "Московский форум", "Пифийские игры" (Санкт-Петербург), “ReMusic” (Санкт-Петербург),”Другое пространство" (Москва), “Биомеханика” (Москва), “Россия глазами европейцев, Европа глазами россиян" (Москва), "Re-music" (Санкт-Петербург), "Территория" (Сочи, Казань, Москва), "World Music Days 2008" (Vilnius), "Schleswig-Holstein Musikfestival" (Kiel), "45' Internationale Ferienkurse Fur Neue Musik" (Darmstadt), "Schumannfest" (Düsseldorf), "Klangspuren festival" (Schwaz), "Transart festival" (Bolzano), "Venice Biennale", "La Folle Journee" (Nantes, Tokyo), "Festival Ljubljana", "KlaraFestival" (Brussels), Culturescapes (Basel), "Gaudeamus Muziekweek 2014" (Utrecht), "Noorderzon Performing Arts Festival" (Groningen), "International Festival Quincena Musical de San Sebastián”.
Автор музыки к театральным постановкам Кирилла Серебренникова, Бориса Юхананова, Филиппа Григорьяна, Вадима Захарова, Gay&Rony Club (Голландия), Веры Мартынов, Анны Абалихиной и других режиссеров. В 2013 году Алексей Сысоев стал обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу композитора в музыкальном театре. В 2019 году мультимедийный перфоманс «Страсти по Мартену», к которому он написал музыку, получил гран-при премии Курёхина (Санкт-Петербург). Музыка Алексея Сысоева издавалась на лейблах Creative Sources, FANCYMUSIC, «Мелодия», Топот, Spina!Rec, Intonema, Moscow Conservatory Records.
«MY GARDENS» для виолончели, tape, света и видео
«Пьеса “Мои сады” написана в рамках проекта “Ноты и квоты” в 2022м году по заказу виолончелистки Юлии Мигуновой. Партитура включает в себя не только традиционную нотацию для инструмента, но и такие параметры, как жесты исполнительницы, электронный трек, свет и видео. Вынужденная играть на виолончели буквально на ощупь, исполнительница буквально погружает нас в свой внутренний мир, который всё более отчётливо проступает на экране, формируясь в чувственных экспрессивных рисунках поющей виолончели».
А.Ю. Сысоев
Е. ХМЕЛЕВСКАЯ, «Уроки английского» для баяна и электроники
Хмелевская Екатерина Александровна
Окончила Московскую консерваторию и аспирантуру по классу композиции у профессора Ю.В. Воронцова. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, в том числе первая премия на VII Международном конкурсе композиторов имени Н.Я. Мясковского (2023); победитель международного конкурса на лучшее сочинение для вокального ансамбля (США, Нью-Йорк, 2023, ансамбль “C4”); двукратный победитель Всероссийского конкурса композиторов "Хоровая лаборатория XXI век" (Санкт-Петербург 2022, 2023); приз зрительских симпатий и спецприз АСО Санкт-Петербургской филармонии на XVI Открытом конкурсе композиторов имени А.П. Петрова (Санкт-Петербургская филармония, 2022); победитель конкурса на лучшее сочинение для контрабаса в рамках Третьего международного фестиваля им. Л.В. Ракова «Душа контрабаса» (2024). Участник композиторских академий, лабораторий, резиденций, в том числе XIII Международная академия молодых композиторов в г. Чайковский; «Москва. Звуки города» - 2023 (при участии МАСМ, ЦЭАМ, 2023); «Синестезия» (Казань, Центр Софии Губайдулиной, 2023); Композитор-резидент проекта «Лекции по русской литературе» - 2024 (Москва, Переделкино, 2024); Международная конференция XXIV CIM в г. Турин, Италия. (Исполнениепьесы„East-West-Jungle-Disco“).
Среди проектов: пьеса „Dailymusic“ для пяти музыкантов-перформеров, видео и электроники (2024); музыка к спектаклю «Человек и джентльмен» (Москва, Театр им. Пушкина, 2024); камерная опера «Подводные крылья» про учёного Ростислава Алексеева (2024).
«MidlifeCrisis. Englishlesson» для баяна, электроники и видео (2023)
«В основе пьесы лежит методический материал по английскому языку, предназначенный для аудирования и посвященный кризису среднего возраста. Пьеса специально написана для баяниста Венедикта Пеунова и ЦЭАМ.
Middle-aged/ средний возраст
Interestedinpop-music / интересоваться поп-музыкой
Shareofflat / жить в одной квартире
House in a suburbs / домвпригороде
Worrying about the mortgage /беспокоитьсяобипотеке
Borring, butpracticalcar / скучная, но практичная машина
Sticky-sweets / сладости на палочке
Putonweight / набирать вес
Видео – Екатерина Хмелевская, Александра Голикова
Пьеса „MidlifeCrisis. Englishlesson“ представляет собой часть урока английского языка – аудирование. В основе пьесы настоящий методический материал – текст про кризис среднего возраста.
Понимаете ли Вы, что я имею в виду, когда говорю, что кто-то “среднего возраста”? Если вы “среднего возраста”, то вам, вероятно, 40 лет или больше. Вы перестали интересоваться поп-музыкой. Вы больше не ходите в ночные клубы. Вы продали мотоцикл, на котором несколько лет назад объехали всю Европу. Вы больше не снимаете квартиру с шестью своими друзьями-студентами. Вместо этого вы женаты, у вас есть дети. Вы купили дом в пригороде. Вы не спите по ночам, беспокоясь об ипотеке. У вас скучная, но практичная машина – возможно, Ford Focus. В машине полно детских вещей. Липкие конфеты на сиденьях и пустые пакеты из-под чипсов на полу. Хуже всего то, что ваши волосы седеют, и вы начали прибавлять в весе. (”Прибавлять в весе" - это вежливый способ сказать, что вы толстеете!)
Добро пожаловать в средний возраст!
Дисклеймер: это не стендап-выступление, это не сеанс психотерапии, это просто урок английского языка. В конце не будет никаких обнадеживающих выводов, только список слов и домашнее задание.
Недавно ученые обнаружили, что от кризиса среднего возраста страдают не только люди. Обезьяны, такие как шимпанзе и орангутанги, относятся к числу наших ближайших биологических родственников, и они тоже склонны испытывать депрессию и неудовлетворенность в зрелом возрасте. Как и люди, обезьяны наиболее счастливы в молодости и в старости и менее счастливы в зрелом возрасте».
А. НАДЖАРОВ «Disconnect» для фортепиано, электрогитары, электроники и видео
Наджаров Алексей Самсонович
Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у профессора Ю.В.Воронцова (2006, аспирантура в 2009). Также занимался джазовым фортепиано у Е. Гречищева (1997–2003).
Принимал участие в мастер-классах Тристана Мюрая, Ги Ребеля, Яна Жислена, Филиппа Юреля, МартайнаПаддинга, Антуана Бойгера. Посещал композиторские курсы в Апельдоорне (Нидерланды, 2010), Дармштадте (Германия, 2012) и в Чайковском(Россия, 2013). В центрах Cesaré (Реймс, Франция) и La MuseenCircuit (Париж, Франция) работал над пьесой (“[re]current]”), заказанной для исполнения в рамках года России во Франции. Сочинения Наджароваисполнялись ансамблями «Студия новой музыки», МАСМ, eNsemble, Ereprijs (Нидерланды), Ensemble Multilatérale (Франция), AlterEgo (Италия), Ensemble Modern (Германия).
С 2009 по 2016 – научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, доцент.
Автор камерных сочинений, сочинений для акустических инструментов и электроники, мультимедийных интерактивных инсталляций, музыки к спектаклям.
А.С. Наджаров "Disconnect” для фортепиано, электрогитары, электроники и видео
О. БОЧИХИНА, «Акустико-пространственные миражи. Сад» для виолончели, баяна, фортепиано, перформеров и электроники
Бочихина Ольга Евгеньевна
Композитор, исследователь, междисциплинарный художник, лектор, куратор, доцент Московской Консерватории имени П.И. Чайковского.
Окончила Московскую консерваторию (класс В.Г. Тарнопольского, у него же аспирантуру). Победитель IV Московской арт-премии за выдающийся вклад в развитие культуры и современного искусства в номинации "музыка". Автор перформансов, звуковых инсталляций, инструментальной и электроакустической музыки, звуковых тренингов. Ольга Бочихина мыслит свою практику как практику, рождающуюся на пересечении фикции и реальности, художественной деятельности и исследования. Большинство ее работ посвящено художественным исследованиям: поведенческих стратегий звука, состоянию «инструмента», пространства, «ночи», стратегий множественности.
Стипендиат Швейцарской Конфедерации (2009–2011). УчастникВсероссийских и международных фестивалей в Германии, Нидерландах, Франции, Австрии, Словении, Италии, Швеции, Швейцарии. Резидент исследовательской программы фонда ProHelvetia в 2021 году. Неоднократно становилась лауреатом программы Союза композиторов России «Ноты и квоты». Приглашенный профессор XI и XII Международной Академии для молодых композиторов в городе Чайковский. Часто выступает в качестве куратора (Композиторские и Хоровые читки Союза композиторов России, IV Всероссийские семинары ансамбля Студия Новой Музыки «Неформат», Медиа лаборатория ЦЭАМ «Москва. Звуки города» и другие).
Среди исполнителей Оркестр Мариинского театра, ГАСО России им. Е. Ф. Светланова, оркестр «deereprijs» (Нидерланды), оркестр «Русская филармония», London Sinfonietta (Великобритания), «Phoenix Ensemble» (Швейцария), «Cikadastringquartet» (Швеция), «Quasarsensemble» (Словения), «EnsembleModern», «Türmchen Ensemble» (Германия), Ансамбль «Студия новой музыки», Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского; такие дирижёры, как В. Гергиев, В. Юровский, И. Дронов, Ф. Чижевский, С. Кондрашёв, И. Волков, Ю. Хеннебергер.
Мираж III: САД (Дрезденский архитектурный комплекс «Цвингер») из цикла Акустико-пространственные миражи.
Для виолончели, баяна, фортепиано, перформеров, электроники и теневых проекций. Авторский отпечаток - Ольга Матвеева.
В реализации проекта используются записи двух карильонов «Цвингера» и полуразрушенного рояля в заброшенном санатории «Грузия», Гагра, Абхазия. Сочинение написано в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты».
«Акустико-пространственные Миражи – это история про fiction и про реальность. Про реальность фикций и про фиктивность реальности. В миражах отражаемое и отражение соединены: это не обман и не галлюцинация. Мираж – это всегда видение, которое имеет отношение к физической действительности. В Акустико-пространственных Миражах «запечатление» и «отражение» воспроизводятся одновременно – также, как и мираж со своим оригиналом. Реальное встречается с фиктивным, аудиальное с визуальным, одно пространство с другим пространством. Существование в таком гибридном смешении позволяет осуществить прорыв в реальности, открыть в ней «портал» - метафизическое измерение здесь-и-сейчас в неразрывности реального и воображаемого, без посредничества репрезентации. Это и есть реальное, которое становится воображаемым здесь-и-сейчас благодаря смещению и сдвигу. Мы начинаем видеть настоящее как нечто другое.
Я задумала эту историю как способ путешествия между мирами. Это история про другие миры, про сдвиг между мирами, про соскальзывание из одного мира в другой, про доступ к тому, чего не видно. Собственно, это путешествие не только для глаза, но и самого глаза - его способности видеть по-другому. Это, своего рода, метафизический ритуал прохождения через пустоту невидимого пространства, с тем чтобы его «увидеть».
В третьем мираже названия деревьев звучат на латинском языке и это — отражение деревьев, которые летом появляются во дворе «Цвингера», деревьев райского сада (символ которого — четырехлистник — является формой двора Цвингера) и деревьев, из которых делают музыкальные инструменты. Именно поэтому, в сочинении используется цитата из фильма Джима Джармуша «Выживут только любовники», которую произносит герой фильма Адам, когда перечисляет названия деревьев. Зеркально-теневые проекции на потолок и стены зала отражают деревья райского сада; исполнительница на рояле мнимой игрой на струнах и зеркальной проекцией на потолок отражает игру в аудиозаписи (импровизация на разрушенном рояле – Иван Сахаров)».
О.Е. Бочихина
В. ГОРЛИНСКИЙ, «Accent sequence» для рояля и электроники
Горлинский Владимир Владимирович
Композитор, импровизатор, автор пространственных композиций и звуковых инсталляций. Окончил Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского (класс В.Г. Тарнопольского). Посещал мастер-классы композиторов Беата Фуррера, Петера Аблингера, Брайана Фернейхоу, Рафаэля Сендо, Филиппа Леру, Жоржа Апергиса и других. Проходил стажировку на академии Impuls (Австрия), на Курсах новой музыки в Дармштадте и на композиторском семинаре ансамбля Modern (Германия).
Лауреат международных конкурсов, в том числе: Международный конкурс молодых композиторов имени А. Шнитке (2002), «Пифийские игры» (Санкт-Петербург, 2008), International RostrumofComposers (Дублин, Ирландия, 2008), Онлайн-конкурс композиторов Youtube (Москва, 2010), академии Impuls (Грац, Австрия, 2011), «Открытый космос» (Москва, 2015). Его композиции звучали на международных фестивалях и проектах в исполнении ведущих ансамблей современной музыки России и других стран, а также в исполнении оркестров академии Синт-Никлаас (Бельгия), «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, Российского национального оркестра (дирижер – Теодор Курентзис).
Автор лекционных курсов по истории и практике композиции и импровизации. в Московской и Нижегородской консерваториях, Как перформер и композитор сотрудничает с Электротеатром Станиславский, Театром имени М. Н. Ермоловой, Театром на Малой Бронной.
Владимир Горлинский «Accent sequence» для фортепиано и электроники
А. СВЕТЛИЧНЫЙ, «Лебедь сдох» для патча Pure Date, клавиатуры и света
Светличный Антон Александрович
Окончил Ростовскую консерваторию (2004) в классе проф. В.С. Ходоша (2004). Участник Всероссийского семинара молодых композиторов под руководством В. Екимовского (Москва, 2004–2006), Всероссийского семинара по нетрадиционным исполнительским техникам ЦСМ МГК (2014, 2015). Принимал участие в мастер‐классах Л. Андриссена, М.Паддинга, Р. де Мана (Нидерланды), Ф. Юреля (Франция), Э. Фуррер, Л. Даулинг (Австрия), В. Тарнопольского (Россия). Также стажировался под руководством Ф. Бедроссяна (Франция), П. Биллоне (Италия), Б. Фуррера (Швейцария), Р. Сендо (Франция) и П. Аблингера (Австрия) в рамках Международных Академий Московского Ансамбля Современной Музыки (2011, 2015).
Сочинения исполнялись в России (Москва, Санкт‐Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь, Иркутск, Уфа, Казань, Воронеж, Ростов‐на‐Дону), Украине, Латвии, Грузии, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Нидерландах, Испании, Греции, Турции, Сербии, Аргентине, США, Японии, Гонконге.
Среди исполнителей — ансамбли МАСМ, Студия новой музыки, ГАМ‐Ансамбль (Москва), eNsemble, МолОт‐ансамбль, {instead} ensemble (Санкт‐Петербург), NostriTemporis, «Рикошет» (Украина), Synchromy (США), Hong Kong Camerata (Гонконг), ums'n'jip (Швейцария), Platypus и Shallfeld (Австрия), Motocontrario (Италия), dissonArt (Греция), Construction SiteContemporary Music Ensemble (Сербия) и др.
Автор музыки к спектаклям и массовым мероприятиям, среди которых — «Гамлет‐машина» (2009, режиссер Кирилл Серебренников), «Неточка и Рождество» (новогодний мюзикл, 2014), «Две королевы» (мюзикл, 2017).
Член композиторской группы «Сопротивление материала».
Помимо композиции занимается преподавательской деятельностью, читает лекции о современной музыке на различных площадках в Ростове и на Юге России, публикуется в периодических изданиях, преподает теорию музыки и композицию на «Курсах сочинения музыки на компьютере», проводимых на базе Центра дополнительного образования Ростовской консерватории, выступает как клавишник в составе ансамбля современной музыки InEnsemble, работает в качестве сессионного музыканта и аранжировщика.
А.А. Светличный “Лебедь сдох” для патча Pure Date, клавиатуры и света
Н. ПОПОВ «Квадратура круга» для электрогитары, квартета, электроники и видео
Попов Николай Александрович
Родился в 1986 (Белебей). Композитор, педагог, исследователь, член Союза композиторов России, член Союза художников России, директор Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Ведет научные исследования и практические разработки в сфере электроакустической и мультимедийной композиции, является автором ряда научных публикаций и постоянным участником конференций, семинаров и фестивалей электроакустической музыки.
Окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классам композиции у В. Г. Агафонникова и И. Л. Кефалиди, затем аспирантуру под руководством В.В. Задерацкого. Участвовал в мастер-классах таких композиторов, как В. Видлак, А. Госсен, Ф. Бедросян, М. Фургон, И. Феделе, М. Андре, М. Чечилиани, Р. Сендо, Ф. Филидеи, Ф. Леру и других. Среди побед композитора – премии Открытого Всероссийского конкурса композиторов имени А. Г. Шнитке (2007), Международного конкурса композиторов имени Вл. Золотарёва (Нью-Йорк, США, 2008), II Открытого Всероссийского конкурса композиторов имени Д. Д. Шостаковича (Санкт-Петербург, 2008), Международного конкурса композиторов имени А. Дворжака (Прага, Чехия, 2010) и других.
Сочинения Попова исполнялись в городах России, Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, США, Чехии, звучали на фестивалях «Московская осень», «Московский форум», «Другое пространство», «Ударные дни Марка Пекарского», «Экспозиция XXI», «Opus 52», «Европа-Азия», Фестивале новой музыки Миланской консерватории, Венецианской биеннале, Международном фестивале классического балета имени Р. Нуриева, фестивале электроакустической музыки EMUfest и других.
Н. А. Попов «Квадратура круга» для электрогитары, квартета, электроники и видео