44-й Международный фестиваль современной музыки

МОСКОВСКАЯ ОСЕНЬ

Даты проведения:

6 октября — 28 октября 

Оргкомитет

Председатель оргкомитета фестиваля
Жуков С. В.

Броннер М.Б., Васильев А.М., Власова Е.С., Воронцов Ю.В., Довгань В.Б., Журбинская Т.К., Иванов О.Б., Кикта В.Г., Кожевникова Е. В., Микита А.И., Подгайц Е.И., Решетов С.Д., Тараканова А.М., Ульянич В.С., Фархадов Р.Я., Хондо Н.А.

Административная группа

Баграмов А.Р., Королёва А.А., Королёв Д.Д., Седова А.С., Филатова М.П.

45-летию фестиваля премьер «Московская осень» посвящается (1979–2024)

 

1979-й: как это было

Терентьев Борис Михайлович (1913-1989)

Первый фестиваль «Московская осень» прошел в Москве ровно 45 лет назад. С 8 по 17 октября состоялось 16 концертов, программа которых составлена исключительно из произведений современных московских композиторов. Это было беспрецедентное по своему охвату культурное событие, историческое значение которого во всей его грандиозности и важности для развития композиторского творчества в полной мере не осознали современники. Впервые композиторам столицы было представлено столь внушительное коллективное авторское соло.

Новый фестиваль не походил ни на какой другой. Ни на зальцбургский 1922 года, ни на «Пражскую весну» (1946) и «Варшавскую осень» (1956) — его непосредственных предшественников. Они тоже были фестивалями композиторского творчества. Но на них звучала музыка из разных стран и не всегда современная.

«Московская осень» впервые в мире выставила парад композиторов исключительно и только из столичной организации. На тот момент она насчитывала около 500 человек, что составляло четвертую часть численности всего Союза композиторов СССР.  В фестивале приняли участие 150 авторов. Состоялось четыре симфонических, пять камерных концертов, вечера хоровой, театральной, духовой, эстрадной, музыки для детей. Большой театр показал в день открытия фестиваля недавно поставленный балет А. Эшпая «Ангара». Завершился московский музыкальный марафон по традиции советских лет песенным концертом.

Газета «Советская культура» (Наталья Кислова «Звуки и краски “Московской осени”», выпуск 26 октября 1979) отметила масштабность форума, «полифонию художественных стилей и направлений». Действительно, в программах были отражены разные вкусовые предпочтения авторов. Состоялась премьера Двенадцатой, посвященной памяти Д. Шостаковича, симфонии М. Вайнберга, Второй симфонии Ан. Александрова, «Пражского» концерта для фортепиано с оркестром Дм. Кабалевского, Второго скрипичного концерта А. Эшпая, посвященного памяти Н.Я. Мясковского, Концерта для флейты и гобоя Э. Денисова, Альтового концерта А. Чайковского, Концерта для оркестра А. Лемана, Концерта для 4 арф, флейты, гобоя и струнного оркестра К. Волкова, Симфонии для флейты, трубы, струнных и ударных В. Лобанова.

В камерных программах Четыре новеллы для двух фортепиано «По Армении» С. Баласаняна соседствовали с Квинтетом А. Локшина и Detto-I («Сказанное»), сонатой для органа и ударных С. Губайдулиной, вокальный цикл Е. Кожевниковой «Четыре портрета» — с опусами Дм. Смирнова и Е. Фирсовой.

После несколько стерильных по вкусовым предпочтениям программ съездов и пленумов, проводящихся «большим Союзом» (так называли среди композиторов правление Союза композиторов СССР) столь разнообразная панорама стилевых предпочтений столичных композиторов ощущалась как своего рода прорыв, как ломка сложившихся стереотипов.

Со временем стало ясно, что «Московская осень» — это больше, чем фестиваль. Это точный, как кардиограмма, срез биения сердца современной музыкальной Москвы, крупнейшей творческой столицы мира.  Так было со дня его основания. Ни одна страна, ни один город планеты никогда не имели и не имеют и сейчас аналогичного по масштабу уникального события.

«Московская осень» уже вошла в отечественную культурную историю, фестиваль оставил свой яркий след в творческой биографии каждого московского композитора. Сегодняшняя наша задача – не потерять то замечательное начинание, которое сумели сохранить наши предшественники. В том числе чтить благодарную память об основателе фестиваля, композиторе-фронтовике, руководителе московской композиторской организации Борисе Михайловиче Терентьеве. Его усилиями локомотиву «Московской осени» 45 лет назад был дан зеленый свет.

Екатерина Власова

 

При поддержке: