Комиссия музыки для народных инструментов

Председатель

Хондо Наталья Александровна

 

О комиссии

Жанр музыки для русских народных инструментов изначально был одним из самых демократичных.Репертуар «Великорусского оркестра», созданного В. В. Андреевым в конце ХIХ века, составляли обработки русских народных песен, переложения популярной классики, миниатюры В. Андреева и его сподвижников. В 1905 году А. Глазунов пишет «Русскую фантазию» — первое обращение композитора мирового уровня к народному оркестру. В 20–30-х годах прошлого века появляются значительные работы А. Пащенко, М. Ипполитова-Иванова, С. Василенко, Ю. Шапорина с участием русских народных инструментов.

2
3
[читать далее]

Классикой можно назвать произведения следующих поколений отечественных композиторов: Н. П. Будашкина, А. Н. Холминова, П. В. Куликова, Г. С. Фрида, Н. И. Пейко. Особое место в истории жанра занимает Ю. Н. Шишаков. Вряд ли найдется музыкант-народник, который бы не играл его сочинений. Творчество композитора многогранно: от миниатюр до масштабных полотен. Помимо замечательных сочинений, многие из которых и сегодня звучат с неподдельной свежестью (вспомним хотя бы Концерт для дуэта ударных с оркестром), Ю. Шишакову принадлежит отличный учебник инструментовки. Юрий Николаевич долгие годы руководил кафедрой оркестрового дирижирования в Институте имени Гнесиных и возглавлял творческую секцию музыки для русских народных инструментов в Союзе композиторов.

Вслед за Ю. Шишаковым руководителем секции стал талантливый композитор и прекрасный организатор В. А. Пожидаев. По словам вдовы композитора, доктора искусствоведения, профессора Г. Пожидаевой, «Владимир Анатольевич считал, что современные народные инструменты, а главное, исполнительский уровень музыкантов вырос настолько, что уже возможно использовать данный инструментарий для более сложных задач, нежели эстрадно-бытовое музицирование. Стремление писать для оркестра русских народных инструментов как для обычного симфонического проявилось сначала в творчестве самого Владимира Пожидаева, затем, постепенно, и в творчестве коллег. Из сочинений В. Пожидаева назову три концертных симфонии: для домры с оркестром,“Усвятскиешлемоносцы” (по повести Е. Носова) и “Лето Господне” (по повести И. Шмелёва), концерты для оркестра “Сельскиевечера” и “Чудесная птица Сирин”, а также кантату “Песни радости и печали” на стихи Ю. Кузнецова».

После ухода из жизни В. Пожидаева секцию возглавил замечательный композитор и педагог, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры композиции РАМ имени Гнесиных А. Л. Ларин. Великолепный знаток возможностей народных инструментов, А. Ларин написал множество сочинений для русского народного оркестра, которые поражают яркостью и самобытностью народно-оркестрового колорита, детальной прописанностью партитур, подробными исполнительскими указаниями. Среди его сочинений — «Концерт-былина», «Поэма памяти Николая Рубцова», «До третьих петухов» (музыкальные иллюстрации к повести В. Шукшина), «Во кузнице», Две пьесы на японские темыдля оркестра; «Из японских сказок», сюита для альтовой домры и оркестра.

В разные годы в работе секции принимали участие В. Агафонников, О. Агафонов, К. Акимов, Н. Барковская, П. Барчунов, И. Белорусец, В. Беляев, В. Беляева, В. Бикташев, Л. Бирнов, В. Блок, И. Болдырев, А. Ветлугина, Ф. Витачек, О. Галахов, В. Галкин, И. Голубев, В. Городовская, Н. Грязнова, Е. Дербенко, В. Довгань, А. Дудник, Ю. Дунаев, В. Егоров, Г. Зайцев, Э. Захаров, М. Имханицкий, Г. Камалдинов (был также некоторое время председателем секции), В. Кикта, В. Комаров, С. Коняев, И. Красильников, К. Кромский, Ж. Кузнецова, П. Куликов, А. Курченко, С. Левин, П. Лондонов, И. Минакова, А. Муравлёв, Ю. Наймушин, А. На Юн Кин, С. Новикова-Бородина, И. Обликин, М. Осокин, В. Панин, В. Пешняк, Г. Пожидаева, Д. Полевая, А. Полетаев, А. Польшина, Н. Попов, Л. Присс, А. Рогачёв, П. Савинцев, Ю. Семашко, В. Семёнов, Ф. Смехнов, М. Симаков, Т. Смирнова, А. Стоянова, И. Тамарин, В. Ульянич, В. Фоменко, Н. Хондо, ЦзоЧженьГуань, А. Цыганков, Н. Чайкин, В. Чачин, Г. Чернов, А. Широков, С. Яшина и другие.

К русским народным инструментам обращались многие крупные композиторы, проявившие себя, прежде всего, в симфоническом, камерном, оперном, хоровом жанрах, — А. Глазунов, С. Василенко, А. Холминов, Г. Фрид, Н. Пейко, С. Слонимский, С. Беринский, С. Губайдулина, Р. Леденёв, К. Волков, Е. Подгайц, М. Броннер, Т. Чудова, Т. Сергеева.

С февраля 2023 года секцию возглавляет композитор, доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования и кафедры композиции РАМ имени Гнесиных Н. А. Хондо.

Важная сторона деятельности секции — прослушивание, обсуждение и отбор новых произведений для исполнения на Международном фестивале современной музыки «Московская осень». Секция сотрудничает с ведущими коллективами страны: НАОНИР имени Н. П. Осипова, АОРНИ имени Н. Н. Некрасова РГМЦ «Орфей», РНО «Москва» МГИМ имени А. Г. Шнитке, другими оркестрами, ансамблями и солистами. В концертах звучит музыка современных композиторов (какпризнанных мастеров жанра, так и молодых авторов), а также ушедших коллег.

Народно-инструментальный жанр — один из самых древних, корневых, и в то же время в своем профессиональном обличье — молодой и динамично развивающийся. В эволюции, движении от сочинений, непосредственно связанных с фольклором, к «независимости» возрастает «удельный вес» крупных форм: симфония, концерт, поэма, опера, оратория, кантата. Среди многообразия произведений, созданных в последние десятилетия, можно выделить различные стилевые направления: академическое, фольклорное, эстрадное, экспериментальное. Стала заметна и тенденция к театрализации. Поиски творческимыслящих композиторов и исполнителей отражаются на составах оркестра, и даже привычные составы сегодня зачастую корректируются.Растущее мастерство музыкантов-народников, их творческая активность стимулирует интерес композиторов к народно-инструментальному жанру. Радует приток молодых авторов.

Молодость жанра позволяет автору, увлеченному своеобразными, постоянно расширяющимися техническими и выразительными возможностями народных инструментов, реально участвовать в его развитии. И думается, на этом пути будет сделано еще множество открытий. Пожелаем друг другунепрекращающегося вдохновения, творчества и новых интересных сочинений!