Комиссия музыковедения и музыкальной критики

Председатель

Власова Екатерина Сергеевна

О комиссии

Деятельность комиссии музыковедения и музыкальной критики в Московском Союзе неразрывно связана с его непростой историей, в которой до сего времени существует множество «белых пятен». Структура организованного в 1932 году Союза советских композиторов была весьма не упорядочена и нередко менялась. С 1933 по 1935 и в 1938–1939 годах секцию возглавлял недавний выпускник Московской консерватории, кандидат искусствоведения И.Я. Рыжкин (1907–2008). Он много печатался в журнале «Советская музыка», в послевоенные годы ведя один из его отделов. В историю же вошел как один из первых учителей А.Г. Шнитке в училище имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени А.Г, Шнитке).

2
3
[читать далее]

В 1942 году в связи с войной и эвакуацией большинства композиторов из Москвы московский Союз самоликвидировался и был воссоздан как самостоятельная структура лишь в 1959 году. В дальнейшем руководителями секции музыковедения и критики были доктор искусствоведения, профессор, исследователь творчества Д.Д. Шостаковича В.П. Бобровский (1906-1970). Его сменил автор первой монографии о Д.Д. Шостаковиче (1946) И.И. Мартынов (1908-2005), который немало пострадал за книгу во время кампании по борьбе с формализмом в 1948 году. Стиль общения Мартынова на многочисленных «круглых столах» и «пресс-конференциях», которые он вел, отличался элегантностью, аристократизмом, остротой и блеском суждений. Не менее яркой была деятельность на посту Председателя секции доктора искусствоведения, профессора М.Е. Тараканова (1928-1996). Тараканов привлек к Союзу молодых музыковедов, способствуя публикации их работ и исследований. Эту традицию продолжила и музыковед и критик А.В. Григорьева, посвятившая всю свою профессиональную жизнь современной отечественной музыке. В самые тяжелые для организации годы своим авторитетом и энергией она объединяла сообщество музыковедов, устраивая конференции, «круглые столы», организовывая интервью и рецензии в прессе, посвященные новой музыке.

В постсоветский период Союз лишился государственной поддержки. Большинство акций Комиссии проходили на чистом энтузиазме музыковедов. Тем ценнее те усилия, которые прилагали руководители и члены Бюро Комиссии к тому, чтобы интерес к новой музыке в обществе не угасал. Под руководством А.В. Григорьевой были проведены конференции: к 80-летию Московского Союза (2012), 100-летию со дня рождения Г.И. Литинского, 90—летию О. Мессиана, 100-летию Г.Н. Попова, 75-летию А.Г. Шнитке, 80-летию Э.В. Денисова, конференции по истории АСМ и многие другие акции. А.В. Григорьева вела «Музыковедческую гостиную», в которой звучали записи новыхсочинений московских авторов. Член Бюро Комиссии, проректор по научной работе Государственного Музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова доктор искусствоведения, профессор И.М. Ромащук в течение последних лет ведет важное направление деятельности Комиссии, организовывая творческие собрания молодых исследователей, исполнителей и композиторов, посвященные современной музыке. По их результатам выпущены сборники работ молодых музыкантов. Особая и важная часть деятельности Комиссии — это подготовка буклетов фестиваля «Московская осень». Буклеты, изданные под редакцией А. В. Григорьевой – итог ее подвижнического труда, уже стали частью истории Московского композиторского объединения. С весны 2024 года пост Председателя Комиссии передан А.В. Григорьевой доктору искусствоведения, профессору Е.С. Власовой.

Екатерина Власова