Ассоциация современной музыки

Председатель

Фархадов Рауф Яковлевич

Доктор искусствоведения

Об ассоциации

Так как речь у нас идёт о Союзе московских композиторов, то будем говорить только об ассоциациях современной музыки, образованных и существовавших в российской столице(хотя объединения подобного рода бытовали также в Петрограде и Харькове, позднее, в Петербурге, Ростове, Екатеринбурге). Исторически (да и фактически), в 1920-е годы таких ассоциаций в Москве было три.

2
3
[читать далее]

Первая, чьи корни в русском «современничестве» начала ХХ века, была создана, стараниями А. Лурье и Н. Мясковского, в 1919-м, и тогда же впервые родилось название Ассоциация современной музыки (по главе Совета которой стоял А. Луначарский). И тогда же, фактически, были сформулированы основные идеи и программы, продолженные и развитые в следующих ассоциациях: от аналитики, пропаганды, освещения, организации, издания нот и партитур новой музыки и членов Ассоциации до печатных органов и внедрения передовых музидей в массы. Вторая московская АСМ (принятую, правда, из-за некоей путаницы, считать первой) возникла в конце 1923-го и, признаемся, с точки зрения содержательности, актуальности, организационных и творческих процессов была активнее и динамичнее первой. Возможно потому, что в её создании и деятельности участвовали как крупные авторитеты в лице Мясковского, критиков В. Держановского, Л. Сабанеева, Б. Асафьева, так и те, для кого вопрос нового и старого был главным вопросом творческого бытия: Н. Рославец, А. Мосолов, Г. Попов, В. Дешевов, Л. Половинкин, А. Животов... Плюс, в Ассоциацию входили и фигуры едва ли не взаимоисключающие, такие, например, как Д. Шостакович, Ю. Шапорин, В. Шебалин, Д. Кабалевский. Данная Ассоциация для продвижения новейшей русской, советской и западной музыки сделала, пожалуй, больше, чем все последующие музыкальные поколения, вплоть до начала 1960-х. Однако, юридически, Ассоциация была узаконена в 1928-м под именем ВОСМ (Всероссийское общество современной музыки), и эта дата явилась началом Третьей АСМ. Которой, под натиском напористого РАПМ и сменившего Луначарского А. Бубнова, пришлось в 1931-м самораспуститься. В определённом смысле, следует признать, что все ассоциации современной музыки возникали и развивались не столько на основе общей идеологии и принципов, сколько как музыкальные объединения для, как явствует из манифеста, «широкого ознакомления с новейшими музыкальными произведениями всех направлений, как СССР, так и иностранных»

Следующий этап авангардного возрождения СССР связан с приходом генерации А. Волконского, Э. Денисова, А. Шнитке, С. Губайдулиной, В. Сильвестрова, А. Пярта. Генерации, чьи радикальные поиски, находки и эксперименты, во многом, подготовили почву АСМ, возникшей в 1990-м и существующей по день сегодняшний. Ассоциации, в отличие от всех предыдущих, имеющей не только некие общие положения, типа пропаганды, исполнения, организации печатных органов, концертов и фестивалей, но и конкретную творческую идеологию и направленность: «За нестандартное композиторское мышление, творческий поиск, эксперимент». (Ну чем вам не штокхаузеновское: композитор должен поражать и изобретать?!)
Первым её председателем стал Э. Денисов, а инициаторами и активными деятелями и членами (в алфавитном порядке): А.Вустин, В.Екимовский, Ф.Караев, Ю.Каспаров, Н.Корндорф, В.Лобанов, С.Павленко, А.Раскатов, Д.Смирнов, В.Тарнопольский, Е.Фирсова, В.Шуть. Добавим, чуть позднее, Л.Грабовского, И.Кефалиди, В. Артёмова В. Мартынова, М. Гагнидзе, Г.Воронова, И.Соколова. Ещё далее к Ассоциации присоединились Ю.Воронцов, Д.Капырин, В.Николаев, К.Уманский. Сотрудничают или показываются на Ассоциации А.Сафронов, А. Сюмак, А.Зеленский, С.Загний, Л.Терская, В.Чернелевский, О. Пайбердин, Н. Попов, А. Наджаров, В. Горлинский, Е. Бриль, Н. Прокопенко, О. Озерская, О. Бочихина...
После кончины Э. Денисова, Ассоциацию возглавили Вустин и Екимовский, а с 1997-го и по январь 2024-го единолично Виктор Алексеевич. Отдельным, сыгравшим значительную роль в продвижении новой музыки и композиторов-асмовцев, стал МАСМ, созданный, в 1990-м, Каспаровым при поддержке Э. Денисова. Одних только мировых и российских премьер наберётся у МАСМ свыше семи сотен. Как, наверное, будет не сильным преувеличением допустить, что появление в МГК Центра современной музыки и Ансамбля солистов «Студия новой музыки» (инициаторы В. Тарнопольский, А. Соколов и И. Дронов) — это вся та же линия асмовского «нестандартного композиторского мышления, творческого поиска и эксперимента».
Ну а сколько Ассоциация провела фестивалей, акций и концертов, сколько организовала международных проектов, скольким изданиям помогла с печатанием новейший нот и партитур, сколько провела радио и телепередач, связанных с современной музыкой... Чтобы всё это понять, приходите: каждую вторую и четвёртую среду, в 15 часов, мы собираемся в Малом зале ДК, куда приглашаются все желающие.
Рауф Фархадов
P.S. Более подробно об истории, деятельности и значении первых ассоциаций современной музыки - в работах доктора искусствоведения Екатерины Сергеевны Власовой, благодаря которой многое было прояснено и исправлено.