Ассоциация современной музыки
Председатель
Фархадов Рауф Яковлевич
Доктор искусствоведения
Об ассоциации
Так как речь у нас идёт о Союзе московских композиторов, то будем говорить только об ассоциациях современной музыки, образованных и существовавших в российской столице(хотя объединения подобного рода бытовали также в Петрограде и Харькове, позднее, в Петербурге, Ростове, Екатеринбурге). Исторически (да и фактически), в 1920-е годы таких ассоциаций в Москве было три.
[читать далее]
Первая, чьи корни в русском «современничестве» начала ХХ века, была создана, стараниями А. Лурье и Н. Мясковского, в 1919-м, и тогда же впервые родилось название Ассоциация современной музыки (по главе Совета которой стоял А. Луначарский). И тогда же, фактически, были сформулированы основные идеи и программы, продолженные и развитые в следующих ассоциациях: от аналитики, пропаганды, освещения, организации, издания нот и партитур новой музыки и членов Ассоциации до печатных органов и внедрения передовых музидей в массы. Вторая московская АСМ (принятую, правда, из-за некоей путаницы, считать первой) возникла в конце 1923-го и, признаемся, с точки зрения содержательности, актуальности, организационных и творческих процессов была активнее и динамичнее первой. Возможно потому, что в её создании и деятельности участвовали как крупные авторитеты в лице Мясковского, критиков В. Держановского, Л. Сабанеева, Б. Асафьева, так и те, для кого вопрос нового и старого был главным вопросом творческого бытия: Н. Рославец, А. Мосолов, Г. Попов, В. Дешевов, Л. Половинкин, А. Животов... Плюс, в Ассоциацию входили и фигуры едва ли не взаимоисключающие, такие, например, как Д. Шостакович, Ю. Шапорин, В. Шебалин, Д. Кабалевский. Данная Ассоциация для продвижения новейшей русской, советской и западной музыки сделала, пожалуй, больше, чем все последующие музыкальные поколения, вплоть до начала 1960-х. Однако, юридически, Ассоциация была узаконена в 1928-м под именем ВОСМ (Всероссийское общество современной музыки), и эта дата явилась началом Третьей АСМ. Которой, под натиском напористого РАПМ и сменившего Луначарского А. Бубнова, пришлось в 1931-м самораспуститься. В определённом смысле, следует признать, что все ассоциации современной музыки возникали и развивались не столько на основе общей идеологии и принципов, сколько как музыкальные объединения для, как явствует из манифеста, «широкого ознакомления с новейшими музыкальными произведениями всех направлений, как СССР, так и иностранных»